Наша история началась с того, что некий гражданин в мобильном приложении ЦУМ заказал несколько предметов одежды за смешные деньги - 2787 рублей. Платеж прошел, но через некоторое время покупателю вернули деньги и сказали, что не могут отправить товары, так как их нет в наличии. Покупатель отправил претензию - требовал предоставить товар за обозначенную в заказе стоимость. ЦУМ отказал. Как объяснил универмаг, из-за технического сбоя цены отображались некорректно. Спор заметил портал Право ru.
Покупатель подал в суд на магазин. Просил обязать его заключить с ним договор купли-продажи. ЦУМ выставил встречный иск - требовал признать сделку недействительной. Продавец говорил о техническом сбое, при котором все, что выбрал гражданин, стоит в 846 раз дороже.
Три местных суда выслушали аргументы сторон и согласились с позицией продавца. По мнению судов, техническая ошибка явно следует из цен, которые отобразились во время сбоя .
А в действиях потребителя суды увидели злоупотребление правом - покупатель знал, что на самом деле товары стоят дороже, а скидок на них нет. Суды пришли к выводу, что продавец заключил договор в заблуждении. Он бы не совершил сделку на таких невыгодных для себя условиях.
Покупатель дошел до Верховного суда РФ*, который отменил все решения судов и направил дело на новое рассмотрение. ВС объяснил, что цена фиксируется в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином. Договор заключен, когда покупатель оформил заказ, которому присваивается номер. Через него потребитель получает данные о договоре.
"Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе", - подчеркнул ВС. По словам высокой инстанции, ЦУМ получил плату за товары, но не передал их покупателю. Вместе с тем продавец изменил цену, обозначенную в момент оформления заказа. По закону у покупателя есть право получить товары по той стоимости, которая указана в интернет-заказе. В случае с нашим героем это 2787 рублей.
ВС также отметил, что суды не сказали, а в чем заблуждался ЦУМ в этой ситуации. Еще ВС заявил, что в деле нет доказательств, что технический сбой был, а это имеет значение. Если в нем виновны третьи лица, суду следовало выяснить, исходило ли предложение купить товар по заниженной цене от ЦУМа. А еще, суды не сказали, как покупатель должен был распознать ошибку со стороны продавца, ведь продавец регулярно проводит акции. По мнению юристов, это решение ВС может послужить основанием изменить закон, поскольку в свете цифровизации большинство магазинов имеют приложения или сайты, где иногда происходят сбои.
Определение Верховного суда РФ N 16-КГ23-6-К4