Какие товары покупатели могут проверять через сервис Росаккредитации?
Назарий Скрыпник: Могут проверять все товары, которые подлежат обязательной оценке соответствия требованиям безопасности - это сертификация либо декларирование. Это может быть сертификат на детскую одежду. Потребитель видит номер этого документа, может зайти в реестр и проверить, существует ли он, имеет ли действующий статус и посмотреть подробности о проверке товара.
Маркетплейсы подключились к сервису, но, несмотря на это, у граждан много жалоб на некачественные товары. Как можно контролировать продукцию и можно ли проверить маркетплейсы?
Назарий Скрыпник: Для этого мы и начали развивать проект, так называемые "зеленые галочки".
Суть в том, чтобы в карточке каждого товара, у которого есть сертификат или декларация, присутствовала ссылка на них. Любой может проверить эти документы в реестре нашей службы. Если есть действующий сертификат, то такой товар был проверен в испытательной лаборатории.
Проект развивается более двух лет. Сегодня насчитывается порядка 9 млн карточек товаров, которые имеют такую ссылку. Мы только в начале пути, и наш приоритет - детские товары. Это коляски, детская обувь, автомобильные удерживающие устройства и другая продукция для детей. Такие товары в приоритетном порядке будут получать соответствующую ссылку на реестры Росаккредитации.
Если в карточке товара уже размещена ссылка на документ, по которому выявили нарушения и поменяли статус на недействующий, мы отправляем уведомление маркетплейсам, и они закрывают карточку небезопасного товара. Пока работа ведется в тестовом, ручном режиме, но мы стремимся к автоматизации процесса.
В текущих торгово-экономических условиях как можно защитить рынок от фальсификата?
Назарий Скрыпник: Мы являемся частью цепочки ведомств, борющихся с контрафактом и фальсификатом на рынке. От проверки товара на границе до полок магазинов. Мы контролируем документы и испытателей, их выдающих. Проводим регулярный мониторинг сертификатов и деклараций в своих реестрах для выявления возможных нарушений. Мы двигаемся комплексно, начинаем с "азов" - например, есть ли в системе документы, подтверждающие анализ производства. В рамках контроля мы особенно стремимся к тому, чтобы появлялось видеоподтверждение анализа производства.
Как в этом поможет пилотный проект с системой маркировки "Честный знак"?
Назарий Скрыпник: Мы часто сталкивались с главной проблемой - товары называются слишком "общо". Например, просто "детская одежда". У такого определения мало цифр в коде ТН ВЭД. А чем больше цифр в ТН ВЭД при идентификации товара, тем больше уверенности, что вы держите в руках конкретную вещь.
Если говорить о надлежащем контроле товара с полки в магазине, должна быть цифровая связь между игрушкой у вас в руках и документом о ее безопасности в системе. Для этого используются дополнительные механизмы, код GTIN, например. В марке "Честного знака" заложены уникальные характеристики товара, она движется с ним от места производства до конечного потребителя.
Мы с "Честным знаком" попытались объединить ценности наших информационных систем. Выяснилось, что бывают такие случаи, когда товары проходят маркировку без проверки наличия разрешительных документов. Мы пришли к выводу: марки не должны выдаваться до получения сертификата. Далее провели интеграцию наших информационных систем для постоянного оперативного обмена данными. Благодаря этому пилоту все больше товаров будет выходить из серой зоны. Обсуждаются варианты масштабирования проекта. Например, использование кода маркировки может стать одним из способов подтверждения движения образца продукции от производства за рубежом до места проведения испытаний в российской лаборатории.
Также по количеству кодов маркировки, выданных на партию, можно удостовериться, что объем товаров в продаже соответствует заявленному. Когда делается сертификат на партию, всегда заявляется ее объем. Так как вы отбираете образец не на самом производстве, а из готовой продукции, например, на складе, и говорите - из этих 5 тыс. единиц я проверил 10 образцов. По этому документу границу пересекает машина с продукцией. Но как убедиться, сколько таких фур в итоге прошло? Коды маркировки помогут пересчитать конкретное количество товаров.
Появляется понятие "исчерпание сертификата". Если сертификат выдан на 5 тыс. единиц, и они уже прошли через кассу, система "Честный знак" учла каждую марку, и реализовать больше заявленного количества товаров по этому сертификату не получится. Продолжением этой истории будет отслеживание изменения статуса документа о безопасности. Например, на складе магазина лежат детские сапоги, и в результате аналитики или проверки по жалобе они признаются небезопасными, а сертификат на них - недействительным. С этого момента система "Честный знак" не позволит реализовывать этот товар, он не будет проходить через кассу.
По каким категориям товаров проводится пилот?
Назарий Скрыпник: "Честный знак" уже ведет ряд категорий товаров, подлежащих обязательной маркировке, - молочная продукция, вода и т.д. Для эксперимента мы выбрали среди них те категории, на которых делает акцент также наша служба. Например, детская обувь - то, чем мы сейчас занимаемся. Мы проанализировали все действующие на нее сертификаты в целом по стране, выявили все документы с нарушениями, большинство уже приостановлено. Также ведем работу с испытательными лабораториями, обсуждаем дополнительные требования к проверке на безопасность.
В рамках пилота вместе с "Честным знаком" будем проводить мониторинг упакованной воды, обувных товаров, духов и туалетной воды, колес. Товар будет проходить верификацию в системе по определенному набору сведений о нем во ФГИС Росаккредитации, прежде всего по универсальному идентификатору GTIN. При регистрации сертификата или декларации во ФГИС заявитель будет вносить этот код, позволяющий провести однозначную идентификацию товара. Мы сможем привязать кодом GTIN и кодом маркировки конкретный документ к конкретной единице продукции.
Какие сроки у пилота?
Назарий Скрыпник: Мы разработали большую дорожную карту, у разных этапов - разные сроки. Есть вещи, которые довольно просто сделать, например, не выдавать коды маркировки до получения сертификата. Есть сложные, комплексные вопросы, связанные с взаимодействием в рамках ЕАЭС. С "Честным знаком" мы обсудили идеи, проработали и превратили в план. Первые результаты будут уже в этом году, обязательно расскажем вам о них.