Караваев утверждает, что в компаниях-участниках АКОРТ не фиксируется дефицит продукции в сегментах чая, кофе. Кроме того, часть этой продукции представлена в сегменте собственных торговых марок (СТМ) ритейлеров и, как правило, является наиболее доступной по соотношению цена-качество.
Кофе и чай будут дорожать, как и другие товары, которые импортируются в страну. Кофе не выращивается в России вовсе, а отечественного чая у нас в магазинах всего 0,2% от общего объема потребления. Все это закупается за рубежом за валюту, которая в последние месяцы стремительно дорожает, это сказывается на себестоимости производства готовой продукции, объяснил "РГ" генеральный директор ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия.
При этом дорожает и само закупаемое сырье на мировом рынке: цены на робусту с начала года выросли на 20%, на арабику в прошлом и позапрошлом годах - в 2,5 раза. К тому же возросли траты на логистику. По оценке Чантурии, в структуре себестоимости производства кофе и чая на валютную составляющую приходится 40-80% в зависимости от вида продукции. Ведь импортируются не только сами кофе и чай, но также, например, компоненты для кофейных капсул, фильтровальная бумага, нитки и скрепки для пакетиков.
В этой ситуации производители не могут бесконечно удерживать отпускные цены. Чтобы компенсировать возросшие издержки, одни компании-производители повышают отпускные цены, другие - снижают скидки оптовикам, третьи комбинируют эти способы, рассказал эксперт.
Но производители сейчас особенно не заинтересованы в повышении цен, поскольку это влечет за собой падение спроса. А потребление чая и кофе за последний год и так сократилось на 6% и 4% соответственно. Поэтому отпускные цены повышаются минимально - в пределах 10%. Производители стараются компенсировать возросшие затраты экономией на упаковке, маркетинговой активности. Кроме того, 95% чая и 75% кофе перерабатываются на территории России, то есть часть себестоимости формируется в рублевой зоне, что позволяет смягчать рост цен, говорит Рамаз Чантурия.
Помимо этого, прямого влияния отпускной цены на розничную цену нет, утверждает эксперт. Решение о размере повышения розничной цены принимают торговые сети. А они могут переложить основной рост на премиум-сегмент - тогда в эконом-сегменте чая и кофе подорожание будет не таким заметным, говорит Чантурия.