В костромском музее нашли неизвестную икону Николая Чудотворца

Специалисты Московского художественного института имени В. И. Сурикова начали реставрацию найденной в Костромском музее-заповеднике старинной иконы Николая Чудотворца.
Студенты работали осторожно, бумагу снимали поэтапно, чтобы при удалении заклеек не пострадало изображение.
Студенты работали осторожно, бумагу снимали поэтапно, чтобы при удалении заклеек не пострадало изображение. / Костромской музей-заповедник

В музее-заповеднике рассказали, что студенты МГАХИ имени В. И. Сурикова под руководством наставников проходили в Костроме реставрационную практику. Одна из икон, с которой молодым специалистам пришлось работать, была полностью покрыта плотным, непроницаемым слоем старых реставрационных заклеек.

- Их роль играли листы писчей бумаги. Что скрывалось под заклейками, к какому веку относится икона и что на ней изображено, было неизвестно, - пояснили в музее. - По документам это предмет из старых поступлений, из музейных экспедиций 1970-1980-х годов. Реставрационный совет музея принял решение снять заклейки, доверив эту работу представителям МГАХИ имени В. И. Сурикова.

По словам руководителя мастерской реставрации живописи МГАХИ Александра Козьмина, видимо, когда-то условия хранения иконы были неподобающими, потому что красочный слой утратил связь с грунтом.

- Поэтому работали осторожно, чтобы при удалении заклеек не пострадало изображение. Бумагу снимали поэтапно, одновременно укрепляя красочный слой и грунт. К счастью, икона была заклеена щадяще, без агрессивного клея, - рассказал о проведенной работе Александр Козьмин.

В целом состояние найденного образа реставраторы оценили высоко

В итоге выяснилось, что слой бумаги скрывал изображение Николая Чудотворца в полный рост и с Евангелием в левой руке. В верхней части иконы изображены Иисус Христос и Богоматерь, в нижней - вероятнее всего, сцены жития, но более точно специалисты пока сказать не могут, поскольку там есть многочисленные утраты красочного слоя с грунтом, а также ожоги от свечей или лампад. Но в целом состояние найденного образа реставраторы оценили высоко.

- Состояние иконы достаточно хорошее. Живопись довольно высокого художественного уровня. Художник работал качественными красками и твореным серебром, - сделал вывод старший преподаватель МГАХИ Александр Неретин.

Эксперты предполагают, что икона относится к концу XVIII или самому началу XIX века. Изучать и реставрировать ее дальше будут в Москве, в МГАХИ.

- Есть организационная возможность, есть воля музея, и нам интересно продолжить работу с этой иконой, - объяснил Александр Козьмин. - Мы уже ее полюбили, вложили в нее свою энергию, входящий в группу студент третьего курса Кирилл Кормилицин тоже очень проникся этим произведением. Кроме того, задачи, которые нам надо решить на этой иконе, соответствуют нашим учебным задачам.

Из Костромы в Москву на дальнейшую реставрацию уедет также икона XVIII века "Огненное восхождение Илии Пророка". А вот, к примеру, царские врата, поступившие из Никольской церкви села Ширь Парфеньевского района, над которыми поработали студенты и преподаватели МГАХИ, скоро можно будет увидеть на выставке в Костроме.

Кстати

По словам заведующей отделом реставрации Костромского музея-заповедника Антонины Шуваловой, если представители Суриковки приезжали на практику в музей впервые, то студенты Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова этим летом побывали здесь уже в 11-й раз. Музей развивает и укрепляет сотрудничество с вузами. В итоге на реставрацию в РАЖВиЗ Ильи Глазунова направлено более 50 предметов из фондов Костромского музея-заповедника, а полностью отреставрировано 23. В МГАХИ имени В. И. Сурикова направлено девять предметов, полностью отреставрировано два. Кроме того, преподаватели вузов совместно с реставраторами музея отобрали еще около трех десятков картин и икон для последующей реставрации.