Индекс является одним из важнейших объективных и устоявшихся индикаторов предпринимательского климата в России. У 19 процентов компаний в июне продолжали расти фактические продажи (о снижении сообщили 34 процента, это минимум с сентября 2021 года), 28 процентов компаний ждут дальнейшего роста выручки (сокращения - 15 процентов). "Структурные преобразования российского рынка и переориентация на отечественную продукцию дают бизнесу новые возможности для развития. В перспективе вероятен переход продаж в активную фазу роста впервые с начала ковидного периода",- говорит вице-президент Промсвязьбанка Кирилл Тихонов.
Намерение государства поддержать малый и средний бизнес последовательно реализуется. По данным Корпорации МСП, представленных первому вице-премьеру Андрею Белоусову, в 2022 году госкомпании закупили у малого и среднего предпринимательства (МСП) продукции на рекордные 7 трлн руб. против 4,4 трлн в 2021-м. Причина такого роста - шестикратное расширение списка госкомпаний, обязанных заключать контракты с предприятиями МСП. Квота на закупки у малого и среднего бизнеса была повышена с 20 процентов до 25 и распространена на всех крупных заказчиков, их число составило 12 тыс. (из них более 9 тыс.- регионального уровня) против 1,8 тыс. в 2021 году.
Однако экспортный потенциал малого и среднего бизнеса, несмотря на многочисленные меры поддержки и отстроенную инфраструктуру, пока не реализован, отметил, выступая в июне на ПМЭФ, первый вице-премьер Андрей Белоусов. Из 6 млн представителей МСП экспортеры составляют только 1 процент (около 60 тыс. компаний). Этот показатель, по словам Белоусова, не менялся последние два года, хотя потенциально во внешнеторговую деятельность уже сейчас можно вовлечь как минимум 600 тыс. предприятий. Мешают страх предпринимателей перед неизвестностью, а также обострившиеся из-за санкций сложности с расчетами, логистикой и поиском партнеров за рубежом. Для изменения ситуации необходимо перенастроить комплексную программу поддержки малого и среднего бизнеса, включив в нее МСП-экспортеров. В частности, планируется создание "экспортного экспресса МСП" (по аналогии с "Агроэкспрессом"): малый бизнес сможет заказывать экспортную перевозку через единое окно (уже существующую цифровую платформу "Мой экспорт"), а "РЖД Логистика" - организовывать доставку даже небольших партий товара.
Надежду на то, что удастся поправить дела, малые и средние предприниматели возлагают на партнерство с государством. Минэкономразвития разработало модель программы "выращивания" поставщиков из малого и среднего бизнеса. Цели программы - увеличение количества квалифицированных поставщиков;
увеличение доли закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства; создание системы внедрения и трансфера новых технических и технологических решений субъектов малого и среднего предпринимательства; импортозамещение и обеспечение снижения зависимости отраслей промышленности от импорта; локализация производства на территории России. Предполагается, что малый и средний бизнес будет ориентирован на конкретные товары, работы и услуги, необходимые госкомпаниям.
Стали более привлекательными программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Их в целях импортозамещения откорректировал Совет директоров Корпорации МСП. Согласно поправкам к совместной программе правительства, Банка России и Корпорации МСП по стимулированию кредитования (ПСК), получить льготные кредиты теперь может бизнес и в таких сферах, как наука, архитектура, инженерно-технические испытания. Лимит программы при этом вырос вдвое - до 100 млрд руб.
Кроме того, правительство расширяет эксперимент по цифровой поддержке малого и среднего бизнеса. Эксперимент был начат в феврале 2022-го, когда запустили цифровую платформу МСП, которая должна обеспечить адресный и проактивный подход к поддержке на основе цифрового профиля предпринимателя. Сам профиль запущен в декабре 2022 года. В нем используются 1,2 тыс. различных видов данных. Готов проект постановления, которое продлевает эксперимент до апреля 2031 года и расширяет его параметры. Так, в профиле предпринимателя появится информация от минцифры (данные об аккредитации IT-компаний и о лицензиях), Казначейства (о недобросовестных поставщиках и о долгах перед бюджетами и приставами), минпромторга (о производимой промышленной продукции), минэкономразвития (из единого реестра конечных получателей господдержки инновационной деятельности), МВД (о транспортных средствах) и Роспатента (о правах на результаты интеллектуальной деятельности).
Ожидалось, что малое предпринимательство хотя бы отчасти покроет выросший спрос на промышленные товары, сырье, комплектующие. Этого пока не случилось. Теперь государство нацеливает МСП на экспортную деятельность. Оно готово помочь ему выйти на зарубежные рынки. Без этой помощи экспортный потенциал МСП едва ли будет реализован.