10.08.2023 12:12
Поделиться

Объем нелегальной онлайн-торговли алкоголем 100 млн бутылок в год: что закроет интернет-бутлегера

Законопроект о легализации онлайн-продаж алкоголя выходит на финальную стадию доработки. Новая версия документа призвана уладить разногласия сторонников и противников дистанционных продаж, и будет рассмотрена в Госдуме уже осенью. Какие риски могут ждать экономику от развития теневого рынка, и в чем видится польза инициативы?

Законопроект о регулировании дистанционной продажи алкогольных напитков был направлен в правительство и оперативно отозван для доработки в середине июня. Автор пакета поправок, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас считает, что сейчас нелегальная интернет-торговля стала одним из каналов сбыта контрафактной продукции. "Нельзя делать вид, что сейчас онлайн-торговли алкоголем нет. Она есть, нелегальная и в больших объемах, а это риск для людей", - констатировал глава комитета СФ.

По данным СМИ, за принятие законопроекта выступают Минфин и Минпромторг, ФАС, бизнес-объединения (например, Торгово-промышленная палата и "Деловая Россия") и отечественные производители алкогольной продукции. Работа над законопроектом продолжается с учетом мнения заинтересованных сторон, а документ имеет все шансы быть принятым уже в осеннюю сессию Госдумы.

Объем нелегальных дистанционных продаж, согласно отчету Научно-исследовательского финансового института Минфина (НИФИ), превышает 100 млн бутылок в год, из них более 40 млн - фальсификат. Стремительное развитие интернет-бутлегерства снижает эффективность борьбы с нелегальным алкоголем. В последние годы, по данным НИФИ, нет существенного прогресса в снижении смертности от употребления алкоголя, а на отравления спиртным приходится 26% таких смертей.

Спрос рождает предложение: число поисковых запросов "Алкоголь с доставкой" и "Алкоголь с доставкой круглосуточно" ежегодно растет более чем на 50%. И хотя число сайтов по продаже алкоголя уменьшается в среднем на 19% ежегодно, наблюдается взрывной рост числа так называемых "зеркал" и связанных сайтов (темпы роста более 70%). "Число блокировок подобных сайтов Роскомнадзором растет на более 15% ежегодно, но это не компенсирует роста числа "зеркал" и переход продавцов в другие каналы продаж", - говорится в отчете НИФИ.

Не следует приравнивать законодательное регулирование онлайн-торговли алкоголем к бесконтрольной торговле, так как у государства есть все необходимые инструменты для регулирования этой сферы, - подчеркнул депутат Госдумы Юрий Станкевич в комментарии по итогам весенней сессии парламента.

"Онлайн-торговлю алкогольной продукцией необходимо легализовать, - считает он. - Сегодня для этого есть все возможности. Государственные институты, которые отвечают за это направление, активно внедряют процессы цифровизации, процессы, связанные с искусственным интеллектом. Уже есть возможность через Госуслуги идентифицировать покупателя. Сегодня онлайн-торговля, что мы видим из данных МВД, де-факто существует. Но это нелегальная сфера".

Несмотря на существующие меры и ограничения розничной торговли, "темный" интернет-рынок существует, а его покупатели никак не защищены. Кроме того, в сети интернет-бутлегеров попадают несовершеннолетние. Отсутствие в правовом поле легальной дистанционной продажи алкогольной продукции тормозит развитие интернет-торговли и способствует продажам контрафакта, в том числе несовершеннолетним. Но передовой опыт отечественного ритейла в сфере e-commerce (продажа товаров и услуг через интернет - Прим. ред.) может стать решением главных проблем, связанных с оборотом алкоголя, - продажей несовершеннолетним и контрафактом.

Речь идет об опыте, накопленном на основе работы действующих механизмов, таких как Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) и Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). Например, в 2020 году благодаря введению обязательной маркировки с подачи председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко удалось решить проблему контрафактной бутилированной воды. А что касается алкоголя, то цифровой контроль с использованием ЕГАИС и подтверждением возраста покупателя через портал Госуслуг сделает невозможным его приобретение в интернете лицами, не достигшими 18 лет.

О том, как должна быть организована работа такой государственной системы, рассказал зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. По его словам, онлайн-продажа алкогольной продукции может быть устроена технологически более надежно, чем в традиционных магазинах.

"К дистанционной продаже будет допущен ограниченный перечень компаний, которые смогут выполнить определенные условия - розничные компании, производители алкогольной продукции, небольшие винодельческие хозяйства, рестораны и другие площадки. Эти компании будут учитываться в специальном реестре, который будет вести Росалкогольрегулирование, - рассказал депутат. - Для покупки продукции будет необходимо подтвердить свой возраст через систему ЕСИА (Госуслуги). При этом никакие персональные данные передаваться не будут, а лишь будет подтверждаться, что на момент совершения покупки покупателю исполнилось 18 лет. После подтверждения возраста (прорабатывается также система подтверждения возраста через QR-код) покупатель будет допущен к заказу алкоголя".

При оплате "алкогольная" часть заказа будет переадресовываться на сайт ЕГАИС для подтверждения легальности совершения сделки, объясняет Кирьянов. В этот момент должно проверяться наличие действующих лицензий у продавцов и их присутствие в специальном реестре Росалкогольрегулирования.

На этапе сборки заказа определяется, какие конкретно бутылки и с какими конкретно марками ЕГАИС будут доставлены покупателю. Эта информация фиксируется в ЕГАИС, создается новый документ на доставку. Акцизные марки на этом этапе не выбывают из оборота, а "бронируются" и переходят в новый статус. В момент передачи заказа информация о его составе окончательно фиксируется в ЕГАИС. Как и в магазинах, в этот момент проверяется точное время отпуска алкоголя, после чего фиксируется выбытие акцизных марок из оборота.

Технологичность системы дистанционной торговли алкогольной продукцией и новые возможности по контролю за ней на фоне устаревших и требующих больших ресурсов методов физического контроля поспособствуют не только развитию рынка и искоренению контрафакта, но и осознанному потреблению алкоголя и росту общественного здоровья.