Как сообщили в петербургском Политехе, развитие таких препаратов сдерживает несовершенство клеточных моделей, которые используются в доклинических испытаниях. В частности, модели на основе нейронов мышей часто приводят к показателям, которые не подтверждаются при испытаниях на человеке.
В этой ситуации могут помочь человеческие нейроны. Для их получения есть два способа. Первый связан с использованием стволовых клеток, но они по своим свойствам соответствуют "молодым" нейронам, у которых не в полной мере проявляются признаки нейродегенеративных заболеваний. Поэтому испытывать с их помощью лекарственные соединения сложно.
Второй метод основан на прямом репрограммировании, пояснили в Политехе. Он позволяет получать зрелые нейроны из фибропластов - клеток соединительной ткани человека. Но репрограммирование вызывает высокий уровень стресса у клеток и приводит к их гибели. Поэтому эффективность получения нейронов составляет всего 3-10 процентов от использованных фибропластов. При этом весь процесс занимает более 30 дней.
Но ученые усовершенствовали метод прямого репрограммирования. Количество нервных клеток человека, полученных при новом подходе, составляет до 80 процентов использованных фибропластов. Причем в будущем с его помощью зрелые нейроны можно будет получать из различных типов клеток, сообщила научный сотрудник Центра клеточных технологий Института цитологии РАН Нина Красковская.
Новый метод минимизирует стрессовые факторы для фибропластов. По словам исследователей, он сделает более доступными для фармацевтических компаний клеточные модели на основе зрелых нейронов человека, на которых проводятся доклинические испытания препаратов.
Болезни Хантингтона и Альцгеймера поражают нервные клетки головного мозга (нейроны). Их лечение признано одной из наиболее острых и социально значимых проблем современной медицины.