Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции

11.08.2023 / 02:05
Макет советской станции "Луна-9" в павильоне "Космос" ВДНХ СССР.
Макет советской станции "Луна-9" в павильоне "Космос" ВДНХ СССР. / Николай Кулешов / Фотохроника ТАСС
В этом году исполнилось 60 лет, как 4 января 1963 года в Советском Союзе запустили первую автоматическую межпланетную станцию, задачей которой должна была стать мягкая посадка на поверхность Луны. Однако из-за неполадок четвертой ступени ракеты-носителя станция осталась на околоземной орбите.

Станция представляла собой спускаемый аппарат массой около 100 кг, в который входили отсеки с аппаратурой систем управления, астроориентацией, радиосистемами и двигательной установкой для коррекции и торможения перед посадкой. Общая масса после отделения от разгонной ступени ракеты-носителя составляла 1583 кг.

А первая в истории мягкая посадка на Луну была осуществлена позже - 3 февраля 1966 года. И этому с января 1963 года по декабрь 1965 года предшествовали 11 запусков лунных станций. Правда, ни одна из них не имела полного успеха, но зато они позволили отработать системы радиоконтроля траектории, бортовую радиоаппаратуру, систему астроориентации и приборы автономного управления.

Вообще первые советские "лунники", созданные под руководством главного конструктора Сергея Королёва в ОКБ-1, вывели Советский Союз в лидеры освоения ближнего космоса: станция "Луна-1" (Е-1, январь 1959 г.) стала первым искусственным спутником Солнца, "Луна-2" (Е-1А, сентябрь 1959 г. ) первой достигла поверхности иного небесного тела, а "Луна-3" (Е-2А, октябрь 1959 г.) впервые позволила получить изображения обратной стороны Селены…

Сергей Павлович шел по пути последовательного и быстрого усложнения космических проектов. И уже в конце 1959 года он предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. Однако ракетно-космическая техника на тот момент только набирала статистику полетов, поэтому летные испытания станций Е-6 сопровождались трудностями.

Недавно "Роскосмос" рассекретил документы о ходе реализации исторического советского лунного проекта. Среди них, в частности, шифротелеграмма от 4 января 1963 года, направленная в адрес председателя Совета министров СССР Никиты Хрущева, о неудачной попытке запуска к Луне первой станции серии Е-6 с указанием первичной причины невыполнения задачи пуска. Так, в документе говорилось: "…Для выяснения причин незапуска двигателя четвертой ступени создана комиссия под руководством тов. Королева. Одновременно составлен план подготовки носителя с объектом Е-6 к запуску на Луну 2-3 февраля с.г.".

Несмотря ни на что, Сергей Королев упорно и настойчиво двигался вперед.

Выявив и проанализировав ошибки, специалисты ОКБ-1 к весне 1965 г. подготовили модернизированный проект станции Е-6М. В 1965 году по инициативе Королева работа была передана в КБ им. Лавочкина. Здесь под руководством Георгия Бабакина было освоено производство обновленной станции, которая в результате и достигла успеха: "Луна-9" произвела мягкую посадку на Луну. На следующий день после прилунения по команде с Земли она начала обзор лунного ландшафта и передачу его изображения.

Фото: Олег Кузьмин / Фотохроника ТАСС

Результаты полета "Луны-9" не только открыли новый этап планетных исследований, но и принесли свой политический эффект: СССР снова опередил США, которые смогли "прилунить" свою станцию Surveyor-1 только четыре месяца спустя.

Кстати, среди рассекреченных документов есть и такой интереснейший, как протокол совещания при Междуведомственном научно-техническом совете по космическим исследованиям при АН СССР от 23 января 1963 года. Он подтверждает: основной задачей программы Е-6 была подготовка советской пилотируемой экспедиции на Луну. Об этом, к примеру, говорит повестка дня совещания: обсуждение "физических условий на поверхности Луны, применительно к конструкции скафандра космонавта для выхода на поверхность Луны, а также физических условий, которые необходимо учитывать при проектировании космических кораблей, предназначенных для посадки на Луну".

Что касается, скажем, скафандров для космонавтов, то говорилось: "обязательно должны быть датчики для регистрации многозарядных и однозарядных частиц". А для метеорной безопасности в скафандре "должен быть слой самозатягивающегося материала". Ученые подчеркивали: "На Земле следует промоделировать пробивание материалов частицами, подобными микрометеоритам".

Поделиться