Александр Ростов: Школьные театры - это эффективный инструмент нравственного и морально-эстетического воспитания. И не случайно Министерство культуры уделяет особое внимание развитию этого направления. Но количество выпускников театральных вузов ограничено, поэтому обычно школьными театрами занимаются педагоги, как правило, учителя русского языка и литературы. Мы обратили внимание на эту проблему, поскольку долгое время репетировали в помещении центра детско-юношеского творчества и близко соприкасались со сферой образования. Мы принимали участие во встречах со школьниками, показывали им свои спектакли, общались с педагогами. И сейчас наши артисты готовы стать кураторами школьных театров в Мариуполе.
"одЧто значит - артисты будут кураторами школьных театров: как это будет происходить?
Александр Ростов: Я разработал двухгодичный курс обучения театральному делу по таким дисциплинам, как мастерство актера, сценическая речь и движение, история театра. И, конечно, в процессе обучения дети будут ставить свои спектакли. Мы постараемся донести до них глубинные вещи. Расскажем о том, что театр - это дело фанатиков, а тот, кто выходит на сцену для того лишь, чтобы покрасоваться, быстро с ней расстается. В театре нужно постоянно работать и совершенствоваться. При этом сцена, как рентгеновский аппарат, высвечивает, достоинства и недостатки человека. Театр - это своеобразный аккумулятор честности, достоинства, нравственной чистоты. Но также и довольно рисковое дело: за один показ в театре можно и стать знаменитым, и с треском провалиться. Это все ребята должны понимать.
На самом деле работа со школьниками очень важна и для нас. Ведь они - наши будущие зрители, которые придут на наши спектакли. И не только зрители. Вполне возможно, что на базе школьных театров при нашем театре возникнет детско-юношеская студия. Раньше в мариупольском театре уже взращивали подобным образом таланты, и в результате у нас появилась целая когорта ведущих артистов. Но это лишь часть работы по приобщению детей ДНР к прекрасному. У меня, например, есть ощущение, что скоро в республике появится Пушкинская карта. И это правильно, ведь дети - наше будущее. И будущее нашего театра тоже.
А как живет и работает театр, у которого пока еще нет собственной сцены, в настоящем?
Александр Ростов: Очень активно. Не стоит воспринимать нас как театр погорельцев. У нас полноценная творческая жизнь. Мы ставим спектакли, ездим на гастроли. Коллектив подготовил 11 спектаклей и четыре театрализованные концертные программы. К сентябрю выпустим яркий зрелищный концерт, посвященный освобождению Донбасса. Идет работа над мюзиклом "Дубровский" и пьесой "Дочки-матери", мы ставим детские программы, посвященные безопасности, "Сказка о правилах".
Приходят ли в труппу новые актеры?
Александр Ростов: Конечно! Причем к нам едут актеры из Иваново, Сибири, Санкт-Петербурга, Москвы. И поверьте, они бы не поехали в театр без будущего. Прежде чем куда-то утраиваться, артисты обязательно наведут справки, отсмотрят постановки, прикинут перспективы театра. Кроме того у нас работает прекрасная местная молодежь. Кстати, пять человек из нашего театра прошли конкурс и поступили в Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ). Сейчас у нас 25 человек в труппе, 12 - в оркестре и 6 - в балете. Всего 43 человека.
Ощущает ли театр помощь?
Александр Ростов: Еще как! Нам помогают пополнять костюмный фонд. А в Санкт-Петербурге даже подарили мотоцикл для спектакля "Шикарная свадьба". В этом спектакле персонаж должен выезжать на нем на сцену. И стоило мне только заикнуться об этом - у нас появился мотоцикл. А буквально на днях мы получили еще один подарок. Губернатор Нижегородской области и завод ГАЗ предоставили театру автобус на 19 пассажиров. Ранее нам подарили грузовую ГАЗель. Так что теперь мы можем выезжать на выступления на своем транспорте. Это очень отрадно, что страна заботится не только о воинах на передовой, но и возрождает мариупольский театр. И очень символично, что истерзанный город восстанавливается вместе с театром. Все-таки многие наши артисты потеряли не только жилье, но и своих близких. Они вместе с Мариуполем пережили тяжелый период, и теперь они "одной крови" с этим городом. Поэтому нам особенно приятно видеть, как сейчас преображается Мариуполь.
Каким должен быть возрожденный театр обновленного города?
Александр Ростов: Театр всегда должен быть та-лант-ливым. А еще - современным. Он должен соответствовать тому, чего ждет от него зритель. Чего сейчас зритель хочет больше всего? Мира, добра. Например, наш спектакль "Старший сын" - это притча о том, как люди становятся родными. Не случайно спектакль встроен именно так: на это повлияли рассказы людей, которые помогали друг другу выжить в мариупольских подвалах и достойно прошли проверку на человечность. Сейчас особенно востребованы такие вечные темы, как надежда, вера в человека, помощь ближнему. Мы обсуждали с заведующим литчастью, что нужно зрителю, и пришли к такому выводу: нужна легенда, быль, спектакль о добром бескорыстном человеке. И еще надо понимать, что Мариуполь - русский город, хотя театр и пытались заставить говорить на украинском языке. Здесь очень востребована русская культура. Не случайно мы обращаемся к классике от Булгакова до Пушкина. Не случайно сейчас ставим мюзикл о Дубровском. А к 2024 году планируем возродить и поставить спектакль "Алые паруса", которые являются символом надежды, веры и человечности. Но конечно, сейчас нужны и комедии положений, развлекательный репертуар. Нам необходимо вернуть жизнерадостность и радость бытия. Это тоже важная задача.