11.08.2023 03:00
    Поделиться

    Дорожная карта Минстроя открыла дорогу металлокаркасному строительству

    В скором времени по всей России могут появиться жилые здания, построенные с применением металлокаркаса. Не так давно минстрой разработал план по увеличению использования стали при строительстве социальных объектов и жилья. Такая мера позволит сохранить высокий спрос на продукцию отечественных металлургов, многие из которых работают сейчас вполсилы из-за введения санкций и невозможности продавать свою продукцию за рубеж. Тем более что цены на российскую сталь существенно уменьшились. Так, по итогам прошлого года, стоимость той же арматуры снизилась на четверть.
    Жилой комплекс "Фрегат-НЕО" в Красноярске возведен на стальном каркасе.
    Жилой комплекс "Фрегат-НЕО" в Красноярске возведен на стальном каркасе. / Дмитрий Лапин

    В прошлом году по поручению президента минстрой разработал дорожную карту по расширению области применения стали в строительном комплексе РФ на 2022-2026 годы. В ее разработке также принимали участие минпромторг, профильные ассоциации, проектные и отраслевые объединения, а также представители ведущих металлургических компаний.

    А в мае этого года минстрой утвердил новую дорожную карту, которая включает в себя план мероприятий по разработке нормативно-технической документации в области строительства с применением стальных конструкций на 2023-2026 годы. Документ призван актуализировать некоторые положения предыдущей дорожной карты от 2022 года. В частности, устранить лишние административные барьеры и усовершенствовать нормативную базу.

    В документе говорится, что с применением стального каркаса могут строиться социальные объекты, а также жилье, в том числе дома, возводимые по программе реновации, и многоэтажки, построенные для расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. К концу нынешнего года профильными ведомствами должны быть разработаны типовые проекты таких домов.

    Еще одна область применения, где могут использоваться металлокаркасные конструкции, - строительство зданий, которые будут возводиться при различных чрезвычайных и кризисных ситуациях, а также в зонах бедствий. Такая технология позволит строить госпитали, временное жилье для пострадавших, штабы и прочее. Также такие конструкции могут быть использованы при строительстве детских оздоровительных лагерей. Эта идея сейчас находится в разработке.

    В перспективе применение металлических каркасов должно распространиться и на жилое строительство. Застройщикам, которые захотят перейти на такую технологию строительства, минстрой обещает преференции. В частности, речь идет о льготных кредитах.

    Сама технология металлокаркасного строительства не нова. Ее активно используют при строительстве небоскребов и коммерческой недвижимости. Например, в США доля построек с использованием металлического каркаса, по разным оценкам, достигает 65 процентов. В России доля таких строений существенно ниже и не превышает 13-15 процентов.

    "Технология строительства с использованием металлических каркасов в России известна еще с советских времен, - говорит доцент факультета экономики и менеджмента Московского областного филиала РАНХиГС Михаил Перельман. - Например, по такой технологии в Москве построены сталинские высотки. Однако массовой такая технология не стала из-за экономической нецелесообразности: металл стоил дорого, и к тому же он требовался для стратегически важных отраслей, в частности для военной промышленности. Сейчас стоимость металла по всем известным причинам упала. Кроме того, строительный сектор обеспечивает около половины всего спроса на продукцию отечественной металлургии. Поэтому в нынешних экономических реалиях такая технология может быть вполне применима".

    Металлокаркасные здания можно строить в любой сезон при любых погодных условиях

    Сейчас профильные ассоциации занимаются актуализаций свода правил, которые будут регулировать пожарные требования к зданиям, построенным с использованием металлического каркаса. В частности, разрабатываются решения, которые позволят соблюсти пределы огнестойкости и одновременно сократить издержки на огнезащиту. Сейчас вопрос дороговизны огнезащиты является одним из главных.

    "Основной вопрос несущих металлических конструкций - низкая огнестойкость и соответствующие мероприятия по огнезащите, без которых просто не обойтись, - считает управляющий партнер "Живой комплекс LES" Олег Дедков. - Пока стоимость огнезащиты компенсирует падение стоимости металла".

    15 процентов составляет в России доля зданий, построенных на металлическом каркасе

    Однако другие эксперты уверены, что современные технологии дают возможность соблюсти баланс безопасности и при этом несильно увеличить издержки. Кроме того, многие уверены, что строительство зданий с применением металлических каркасов выгоднее для застройщика по многим параметрам.

    "Применение металлических конструкций может существенно сократить сроки возведения жилых домов, особенно если использовать готовые типовые модули, - уверен доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве РФ Денис Жильцов. - Кроме того, металлические каркасы дают возможность уйти от несущих стен. Это увеличит эксплуатируемую площадь внутри здания, а также позволит открыть новые возможности для планировок квартир. Здания, построенные на металлическом каркасе, возводить не только быстрее, но и проще. А это значит, что сократятся издержки, связанные с количеством рабочих и техники".

    Кроме того, металлокаркасные здания можно строить в любой сезон при любых погодных и климатических условиях. Не нужно ждать, когда бетон "схватится". Также металлический каркас выигрывает у бетона по весу, он легче и снижает нагрузку на фундамент. Такая технология уже активно применяется при строительстве коммерческих помещений, офисных высоток, когда несущей способности бетонных конструкций не хватает. Также это вариант для строительства бюджетных малоэтажных зданий. Однако вопрос о том, приживется ли металлокаркасная технология в жилом строительстве, пока остается открытым.

    "С психологической точки зрения для российского потребителя жилые здания со стальным каркасом не самый желаемый вариант", - считает Олег Дедков.

    Поделиться