Ракетный двигатель: Как арт-пространство прокладывает путь индустриальному туризму

12 августа состоится всероссийский фестиваль "Ночь заводов". Инициаторами проекта стал Центр поддержки и развития современного искусства "ЗА АРТ" в партнерстве с "Газпромбанком" и Президентским фондом культурных инициатив. Цель акции - привлечь внимание к заводским объектам, показать красоту, мощь и созидательную энергию действующего производства, а также выстроить современный образ индустриального пространства. Среди 18 участников, которые откроют двери для зрителей и представят необычную культурную программу, часовой завод "Ракета". На территории разместятся две мультимедийные инсталляции, созданные студией Dreamlaser - одним из мировых лидеров в сфере мультимедийных технологий. В основу легли важные для "Ракеты" темы, составляющие ДНК бренда: взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, времени и космоса, вечных ценностей и мечты о новых свершениях и открытиях.
На стенде выставлены наручные часы. На стенде установлен макет космической ракеты
PR-служба компании "Ракета"

Накануне мероприятия директор арт-пространства Екатерины Крещик провела экскурсию для IPQuorum.

"Портал" времени

Арт-пространство часового завода "Ракета" стало участником "Ночи заводов" на уровне "Заводской запуск" (вместе с Большой Ивановской мануфактурой и Чеховским заводом энергетического машиностроения "ЧЗЭМ-Энергомаш") и получило полное сопровождение в разработке концепции и реализации художественного проекта.

"Мы с трепетом ожидаем реакции на то художественное высказывание, которое подготовила студия Dreamlaser. Могу сказать, что там будут две инсталляции, одна из которых носит название "Портал". Сквозь него зрители смогут наблюдать за стремительным движением времени. Нам повезло, что мы стали одним из трех заводов, получивших полную поддержку организаторов. Благодаря этому нам не только выделили деньги, но и предоставили кураторскую группу. Они выслушали наши пожелания, что нам важно рассказать про себя, какой образ мы хотим транслировать, а затем презентовали концепцию для утверждения. Мероприятие будет показано как непосредственно на площадке, так и в наших социальных сетях, где пройдет прямая трансляция, - рассказывает Екатерина Крещик. - Несмотря на то, что акция называется "Ночь заводов", мы договорились с организаторами начать демонстрацию художественных объектов в час дня, - чтобы как можно больше людей смогли до нас доехать и увидеть то, что мы подготовили".

Такие акции, по мнению Екатерины Крещик, отличный способ привлечь внимание к самым разным производствам и изменить образ индустриального предприятия в массовом сознании.

"К сожалению, после развала 90-х слово "завод" навевает у многих печальные мысли о чем-то жутком, несовременном и разваливающемся, куда нормальный человек никогда не захочет пойти работать. Мы хотим показать, что это давно не так. Предприятия развиваются, причем многие достаточно быстро. Более того, сейчас пришло время людей, которые хотят что-то делать и производить качественный продукт. Именно поэтому для нас так важно внедрять искусство на территорию завода и наполнять каждое помещение особым смыслом. Причем у всех предприятий сегодня есть свое лицо и индивидуальный подход к формированию пространства. Завод может и должен стать тем местом, где, как в музее, можно узнать что-то новое и с пользой провести время", - подчеркивает Екатерина.

По ее словам, на сегодняшний день количество посетителей экскурсий арт-пространства завода составляет примерно 100-150 человек в месяц.

"Но тут сразу нужно оговориться, что мы не являемся гигантским заводом и не принимаем у себя огромные туристические автобусы. Наша территория позволяет принять максимум 10 человек единовременно, и экскурсии нужно бронировать заранее. Но зато это отличная возможность воочию увидеть, как производятся современные часы, как создается невероятно точный механизм и как работают наши мастера, которым нет равных", - говорит Екатерина Крещик.

Уютное современное и гостеприимное пространство "Ракеты", выполненное по арт-проекту Гарри Нуриева, и правда скорее напоминает космический корабль, а не завод, чья история насчитывает более трех столетий. Здесь в свое время изготавливали мраморные изделия для Исаакиевского собора и фонтанов Петергофа, помогали зажигать кремлевские рубиновые звезды, производили детали для военной техники и прославляли Победу, чествовали Гагарина и создали символ перестройки - часы Big Zero. Здесь умеют начинать с нуля и знают, как визуализировать "Русский код". А началось все в 1721 году.

От Петра Великого до Великой Победы

Петр I, хоть и прорубил окно в Европу, построив Санкт-Петербург, все же решил, что мрамор для облицовки города на Западе лучше не закупать, а создать в Петергофе собственную "мельницу", которая впоследствии превратилась в гранильную фабрику. Именно здесь впервые в России началась работа с натуральным камнем. Сначала производилась исключительно черновая распилка и шлифовка мраморных плит, и довольно быстро стали делать изделия из камня: от гигантских колонн до более миниатюрных столешниц, ваз и шкатулок. При Екатерине II приступили к огранке алмазов и других драгоценных камней. Так Петергофская фабрика превратилась в поставщика императорского дома. Правда, такие преференции накладывали и определенные ограничения: вся продукция производилась исключительно на заказ.

"Предприятию просуществовать 300 лет в нашей не самой стабильной стране очень сложно, а потому неудивительно, что фабрика менялась вместе с Россией. Конечно, самые большие испытания пришлись на начало и середину XX века. Когда к власти пришли большевики, а империя перестала существовать, то дворцы и драгоценные камни потеряли свою актуальность. В СССР нужно было наращивать приборостроение. А потому предприятию пришлось пройти определенную трансформацию и отойти от работы с камнем, сконцентрировав внимание на технической стороне", - говорит Екатерина Крещик.

На фоне индустриализации и переориентирования промышленности на нужды оборонного комплекса завод сконцентрировался на создании технических камней. Например, из корунда был впервые выращен синтетический рубин. Делалось это не для ювелирного дела, а для точного приборостроения. Именно опорные стабилизирующие камни помогают защитить механизм от повреждения. Сначала их использовали исключительно для отечественных часовых заводов, а в годы Великой Отечественной войны они легли в основу точного приборостроения для самолетов, кораблей и другой военной техники.

Так как Петергоф был оккупирован фашистами, а на месте завода проходила граница фронта, завод был эвакуирован за Урал.

И только после окончания войны по приказу Иосифа Сталина завод полностью восстановился и обратил внимание на создание часов. В 1945 году Петергофский завод окончательно стал часовым. А уже в 1949 году были выпущены первые модели часов "Победа".

До старта "Ракеты" оставалось еще 12 лет. Запуск бренда был приурочен к полету первого человека в космос. Так что легендарное "Поехали!" Юрия Гагарина запросто можно отнести и к часовому заводу.

Все начинается с нуля

В лучшие годы, когда мир механических часов переживал свой расцвет, на заводе работали 3000 человек, а в день выпускалось 9000 часов. Тогда же, в середине 60-х, был изобретен легендарный часовой механизм 26-09, который функционирует до сих пор.

"До 70-х годов альтернативы механическим часам просто не было. А людям нужно было узнавать время. Падение показателей началось в 70-е, когда по всему миру начали распространятся кварцевые часы. Они были проще, дешевле и показывали более точное время. Поэтому мир механики начал постепенно угасать. В Европе многие заводы разорялись. У нас же довольно долгое время все было хорошо за счет государственной поддержки, но потом начались 90-е годы. Заводы, которые все время существовали за госсчет, выпустили в открытое плавание, и большинство просто не выдержали капиталистических волн. Нам удалось выжить только благодаря людям, которым удалось сохранить техпроцессы, станки, а главное - саму технологию. Ведь мало кто может похвастаться, что существует на полностью своих наработках", - говорит Екатерина Крещик.

Удивительно, но стрелки "Ракеты" всегда показывали точное время, причем иногда это касалось и большой истории. Так, легендарная модель Big Zero, где вместо числа 12 изображен 0, была создана в 1985 году и стала символом перестройки. По легенде, прибыв в Италию с официальным визитом, тогдашний генеральный секретарь Михаил Горбачев, поясняя западной прессе, что такое perestroika и glasnost, показал на свои часы и заявил: "Мы начнем с нуля!". Такой рекламе, конечно, можно только позавидовать, но тогда вряд ли кто-то думал, что заводу реально придется обнулиться, потерять практически все активы и не в фигуральном смысле, а вполне реальном, - в очередной раз начать с нуля.

Наследница двух империй

В 90-е заводы разорялись один за другим, здания выставлялись на торги и становились коммерческой недвижимостью и торговыми центрами. Не обошла эта судьба и "Ракету", которую практически разобрали на части. Но самое страшное, что из-за исчезновения заводов прекратилась и подготовка кадров. Сегодня такой профессии, как часовщик, просто не существует.

"Сложно найти даже специалистов, которые собирают часы, не говоря уж про квалифицированных инженеров и работников цехов, где производят детали. А потому у нас не было другого выбора, как создать свою школу часового мастерства. Сегодня каждый сотрудник, который приходит на работу, независимо от должности и участка, проходит обучение. Конечно, очень помогают старшие коллеги, которые и смогли сберечь технологии и теперь передают знания, - говорит Екатерина Крещик. - Сегодня возрастной разброс на заводе очень большой. Самый молодой сотрудник еще учится в институте, ему 19 лет, а самому опытному и заслуженному мастеру Людмиле Яковлевне Войник - 85. Она была одним из разработчиков того легендарного базового калибра 26-09. Работают они, кстати, в одном отделе, потому что, чтобы освоить часовое дело, нужно 5-6 лет и хороший наставник".

Всего на "Ракете" работают 100 человек и в год компания выпускают 5000 часов.

"Исторически, когда завод был большим, еще в советское время, мы поставляли продукцию, и готовые изделия, и механизмы в 40 стран мира. Потом, когда завод уже переживал эпоху возрождения в начале 2000-х, у нас были заказы на механизмы, но сейчас, когда у нас большой спрос на нашу собственную продукцию, а многие модели стоят в листе ожидания, мы отказались от всех проектов, которые отвлекают внимание, и сосредоточились на "Ракете", - поясняет Екатерина Крещик.

К тому же завод обсуживает интересы второго бренда Императорской Петергофской фабрики (ИПФ). Неслучайно управляющий директор завода Дэвид Хендерсон-Стюарт любит говорить: "Наши часы рассказывают о достижениях России". Открыв премиальную линию, компания соединила историю завода воедино и восстановила ход времени, став наследницей сразу двух империй.

"Ракета" - это скорее бренд, прославляющий достижения советского периода. В нашей коллекции вы увидите преемственность того, что было в СССР. Бренд ИПФ воспевает ту часть нашей истории, когда мы изготавливали предметы роскоши во времена Российской империи. Когда это были исключительно изделия, сделанные на заказ, доступные небольшому кругу людей", - говорит Екатерина Крещик.

"Имперская часть всегда всех очень интересовала, но до поры до времени оставалась неиспользованной. В 2019 году мы решили устранить этот пробел. Все знают о роскоши императорского дома Романовых. Около двух лет мы работали над перезапуском бренда, который исчез после революции: создавали дизайн-образцы, учились правильно делать каменное кольцо, обрамляющее циферблат. Мы решили не придумывать новое название, а сохранить наше дореволюционное - ИПФ", - рассказывает Дэвид Хендерсон-Стюарт.

Специально для ИПФ была придумана история с корпусным кольцом, которое изготовлено из натурального камня

"В отличие от "Ракеты" здесь все делается исключительно на заказ. Вам демонстрируют образцы натурального камня, вы выбираете золото, белое или розовое. У нас есть удивительный конфигуратор, где вы можете подобрать цвет ремня, застежку, выбрать гравировку сектора, инициалы, фамильный герб. Часовой мастер конкретно для вас будет собирать часы, а потом вам их вручат с сертификатом", - подчеркивает Екатерина Крещик.

"Ракета" же продолжает сохранять и осовременивать наработки, сделанные в СССР. Например, придуманные в СССР часы с обратным ходом, получившие название "Русский код", были претворены в жизнь уже при нынешнем руководстве завода. Технология автоподзавода тоже была внедрена лишь в 2014 году. По-прежнему пользуется спросом легендарная модель Big Zero и созданный более нежный, "женский" аналог под названием Big Love, где все начинается уже не с нуля, а с любви, что вселяет надежду на будущее.

"Говоря о продолжении традиций, модель, которая одинаково нравится и мужчинам, и женщинам, - это "Коперник". В одной из модификаций мы используем натуральный авантюрин и агат. У всех часы будут индивидуальными, потому что срез агата всегда разный. Найти одинаковые часы практически невозможно.

В советское время завод выпускал часы не просто для ежедневного пользования, но также для людей таких сложных профессий, как полярники, подводники, летчики, космонавты. Мы продолжаем эти традиции. Последняя наша новинка посвящена изобретению легендарного экраноплана "Лунь" - полукорабля, полусамолета", - говорит Екатерина Крещик.

В магазинах "Ракеты" часы "Экраноплан" доступны как отдельно, так и в наборе, где помимо часов идет макет экраноплана.

"Сегодня часы - это скорее интересный аксессуар. Нам всем хочется обладать чем-то особенным, а потому таким спросом пользуются уже недоступные модели - "Русский код", "Леопард", выточенный из материалов подводной лодки, "Черный квадрат" Малевича, а также лимитированные линии, которые со временем станут эксклюзивными", - говорит Екатерина Крещик.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.