В Госдуме раскритиковали идею сокращения рабочей недели

Депутаты Госдумы оценили в комментариях "РГ" предложение ввести для россиян рабочую неделю продолжительностью 36 часов вместо сорока. Они назвали его преждевременным или неуместным. О необходимости такого сокращения трудового времени ранее заявила член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб (ЕР).
iStock

Ее коллега по фракции Сергей Колунов напомнил, что тема сокращения рабочей недели обсуждается давно - ее поднимали и на уровне правительства РФ, и на уровне российского парламента.

"Скажу так, технологический прогресс действительно существенно ускорил работу во всех сферах - в строительстве экономике, в промышленности, - сказал он. - Но говорить о сокращении рабочей недели, тем более, для всех работающих, рано".

По его словам, особенно это преждевременно сейчас, когда страна проводит специальную военную операцию. "Сейчас, наоборот, необходимо работать больше, делать все для поддержки отечественной промышленности и экономики в условиях беспрецедентных санкций. Мы должны делать все для Победы, и о послаблениях речи не идет", - подчеркнул парламентарий.

Он также обратил внимание, что у России - своя культура, своя история и традиции. "И в таких вопросах мы должны ориентироваться на собственные опыт и ощущения, а не на опыт недружественных европейских стран", - заявил он (отметим, что Бессараб, обосновывая предложение, сослалась на европейский опыт, - прим. "РГ").

Представитель ЛДПР Владимир Сипягин тоже считает, что "на сто процентов вопрос ни этого времени". По его словам, о сокращении рабочего времени можно будет говорить в будущем, "но не сейчас когда экономика становится рентабельной". Такие разговоры, по его словам, можно будет вести, когда реально будет выполнять с учетом высокой производительности труда за четыре дня тот объем работы, на который сейчас уходит пять дней.

Депутат Госдумы Алексей Журавлев (партия "Родина") рассмотрел данный вопрос в контексте проведения СВО. Он подчеркнул, что "тот, кому важен результат, и так работает круглосуточно, в том числе и на передовой, как наши бойцы, защищающие сейчас там интересы страны".

Он назвал неуместной данную дискуссию в текущих условиях. "Если у завода есть заказы, он может изготавливать их в три смены, а если нет, можно собирать сотрудников раз в неделю", - привел он пример. Депутат резюмировал, что все здесь зависит исключительно от отношения самого человека к работе.

Александр Толмачев (фракция "Единая Россия") назвал неважным, сколько дней работать. "Важно, с каким качеством", - сказал он.

"Например, у депутатов вообще нет как таковых выходных или отпусков в привычном понимании, мы на работе всегда", - подчеркнул депутат.

Он добавил, что для предприятий непрерывного цикла и оборонного комплекса четырехдневка не подойдет. "Коммерческие структуры пусть делают так, как лучше для их бизнеса, при этом не забывают о правах своих сотрудников и клиентов", - считает Толмачев.

Однако у данной идеи есть и сторонники, например, управляющий партнер компании "Русяев и партнеры", юрист Илья Русяев поддержал инициативу. "Сокращение трудовой недели - это всегда компромисс между работником и работодателем, - заявил он. - Лично я - сторонник 4-х дневной рабочей недели, только длинные выходные не идут на пользу, так как сложно вернуться в рабочий ритм".

По словам эксперта, в мировых IT-гигантах практикуют разные способы работы. "Ковид научил нас гибко адаптироваться и прочувствовать удаленку, привязка людей к офисам - скоро "канет в лету", - сказал юрист. - Существует практика 4-х дневной рабочей недели, со смещаемым выходным среди недели, с фиксированной средой или пятницей. И среда показывает лучшие результаты, сотрудники меньше устают, они могут посвящать больше времени семьям, себе любимому и своему здоровью. Как следствие лучше работают и не устают к концу недели".