Сценарии описаны в проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов. Документ представил на пресс-конференции зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин.
В базовом сценарии предполагается, что дела в мировой экономике будут идти примерно как сейчас. "Центральные банки стран с развитой экономикой, стремясь вернуть инфляцию к цели, будут проводить жесткую денежно-кредитную политику продолжительное время. Это приведет к замедлению роста мировой экономики, что будет сдерживать рост цен на большинстве товарных рынков", - сказал Заботкин. Санкции против России сохраняются все ближайшие три года, это в том числе означает, что товары российского экспорта продолжат продаваться со скидкой к мировым ценам на них.
Российская экономика в базовом сценарии продолжит трансформироваться и в 2026 году вернется на траекторию сбалансированного роста на 1,5-2,5% в год. Инфляция вернется к цели ЦБ в 4% в конце 2024 года (в этом году Банк России ожидает ее на уровне 5-6,5%). Ключевая ставка в 2026 году вернется в диапазон 5,5-6,5% годовых. Сейчас она составляет 8,5% после июльского повышения сразу на один процентный пункт и очень высока вероятность, что в сентябре Банк России повысит ее снова, поскольку инфляционное давление никуда не делось, следует из слов Заботкина.
Второй, уже альтернативный, сценарий развития событий называется "усиление фрагментации". Его красная линия - усиление деглобализации мировой экономики, разделение стран на региональные блоки. Этот процесс начался еще в 2018-2019 годах, а в прошлом году ускорился из-за роста геополитического напряжения. Санкции против России в этом сценарии могут усилиться.
"Разделение на региональные блоки будет негативно влиять и на мировую торговлю и сдерживать рост мировой экономики, а также может привести к снижению цен на мировых товарных рынках. Для российской экономики это означает меньший спрос на экспортируемые товары и меньшие поступления от их продажи", - сказал Заботкин. Как следствие - рост российской экономики из-за этого замедлится.
Если из-за усиления санкций сократится импорт, а внутреннее производство не сможет заместить его, например из-за нехватки импортных комплектующих, то увеличится разрыв между спросом и предложением. Это окажет прямое влияние на цены. В таком случае инфляция в 2024 году уже не сможет выйти к целевым 4%, а будет составлять 5-7%. К 4% в таком случае она вернется уже только в 2025 году. А значит, и ключевая ставка будет тоже выше, чем в базовом сценарии.
Третий, также альтернативный, сценарий называется "рисковый". Он может реализоваться, если центробанкам развитых экономик не удастся обуздать инфляцию и придется сильно и быстро повышать процентные ставки. "При этом быстрое повышение процентных ставок может ухудшить состояние финансовых организаций в крупнейших экономиках. Реализация процентного риска для финансового рынка может обернуться ростом неуверенности и масштабным бегством из рисковых активов", - отметил Заботкин. В результате может развернуться мировой финансовый кризис, сопоставимый по масштабу с кризисом 2007-2008 годов, опасаются в Банке России.
Этот сценарий тоже подразумевает усиление антироссийских санкций. При этом на фоне рецессии в крупнейших экономиках мировой спрос упадет. Цены на нефть существенно снизятся. Это приведет к снижению выпуска в российской экономике в течение двух лет. Экономика перейдет к восстановительному росту темпами в 2-3% только в 2026 году, а ее возвращение к сбалансированному росту произойдет уже позже.
Если реализуется "рисковый" сценарий, то инфляция в 2024 году ускорится до 11-13% из-за усиления шоков предложения и ослабления рубля, сказал Заботкин. При этом при любом развитии событий из трех перечисленных Банк России вернет инфляцию к целевому уровню в 4%, следует из слов Заботкина. Таким образом, в зависимости от сценария разница будет только в том, в каком году это произойдет.
При этом Заботкин отметил, что в Банке России не видят рисков из-за текущего ослабления курса рубля. Ранее Банк России объявлял, что с 10 августа и до конца года не будет покупать для минфина валюту (сейчас это только китайские юани) по бюджетному правилу. Фактически покупки шли только три дня (с 7 августа) и в плане влияния на валютный рынок чистыми покупками не были: Банк России приобретал валюту для минфина на 1,8 млрд долларов в день, но также ежедневно и продавал ее на 2,3 млрд долларов по механизму инвестирования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) внутри российской экономики.
В ЦБ отмечали, что решение приостановить покупку иностранной валюты связано с необходимостью погасить колебания на валютном рынке (цель именно в этом, а не в каком-то конкретном курсе рубля). Покупки возобновятся по фактической обстановке, причем они могут быть отложены и на 2024 год, и на последующие годы. Несмотря на это, ослабление рубля пока продолжается, его курс к доллару вплотную приблизился к 100 руб. По оценке многих аналитиков, в самое ближайшее время он пересечет этот психологический рубеж.
"Рисков финансовой стабильности мы не видим, но мы хотели бы избежать ситуации, когда мы дополнительно усиливаем волатильность рынка этими операциями", - подчеркнул Заботкин.