Сеул намерен возобновить торговлю с Ираном после разблокировки активов, замороженных по требованию США

Достигнутые между Тегераном и Вашингтоном договоренности дали возможность Южной Корее разморозить около 6 млрд долларов иранских средств, которые находились в корейских банках и были заблокированы после введения США в отношении Ирана санкций. В Сеуле теперь надеются, что разрешение конфликтной ситуации позволит существенно улучшить отношения с Тегераном и активизировать двустороннюю торговлю.

Напомним, что с 2019 года Исламская республика Иран (ИРИ) держала на счетах двух банков Республики Корея (РК) - Банка "Ури" и Промышленного банка Кореи - около 7 млрд долларов. Однако после введения против Тегерана дополнительных санкций со стороны США эта сумма была заблокирована, а корейцы несмотря на требования Ирана отказывались возвращать деньги Тегерану, указывая на необходимость учета подхода Вашингтона, который является главным военно-политическим союзником Сеула.

Недавно в американских СМИ появились сообщения, что Вашингтон и Тегеран договорились об обмене пяти американских граждан на нескольких иранских заключенных. Помимо этого, США пообещали разморозить активы исламской республики на сумму 6 миллиардов долларов. Речь шла как раз о деньгах, которые были на счетах банков Южной Кореи. А общая сумма в долларовом эквиваленте уменьшилась на один миллиард по сравнению с первоначальной из-за падения курса южнокорейской воны.

Как сообщили СМИ, председатель центрального банка Ирана Мохаммад Реза Фарзин подтвердил эту информацию. "Благодаря успешной дипломатии все активы Ирана, удерживаемые в Южной Корее, уже разблокированы ... Вскоре эти средства будут конвертированы из [южнокорейских] вон в евро, депонированы на счетах шести иранских банков в Катаре и использованы для приобретения несанкционных товаров", - написал Фарзин в социальной сети. В США пояснили, что Иран закупит продукты питания, лекарства, медицинское оборудование и прочие товары, которые не могут быть использованы в военных целях.

Отметим, что РК и ИРИ ранее пытались как-то урегулировать спор по поводу замороженных средств, но все двусторонние усилия без согласия США не достигли успеха. Данные трения неоднократно вызывали напряженность в двусторонних отношениях. Так, с января по апрель 2021 года южнокорейский танкер Hankuk Chemi был задержан представителями Корпуса стражей исламской революции. Формальным предлогом стали обвинения в нарушении экологических норм, но в Сеуле уверены, что таким образом Тегеран выражал Южной Корее недовольство нежеланием банков РК, учитывающих позицию своего правительства, размораживать заблокированные по требованию США иранские активы.

В январе этого года президент РК Юн Сок Ёль допустил спорные публичные высказывания, заявив, что ОАЭ и РК находятся в принципиально схожей ситуации, так как обе страны имеют серьезных прямых врагов - у Эмиратов это Иран, а у РК - Северная Корея. Данные заявления привели к обмену протестами между Сеулом и Тегераном. По мнению же независимых экспертов, Юн действительно чрезмерно недипломатично высказался, не учтя очень сложные отношения между странами на Ближнем и Среднем Востоке.

Все эти споры и конфликты привели к существенному снижению объемов двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между РК и ИРИ. Если в 2011 году, согласно данным Корейской ассоциации международной торговли, объем двусторонних торгово-экономических связей превышал 17 млрд долларов, то в прошлом году он составил менее 200 млн долларов. Почти все южнокорейские компании за исключением лишь четырех были вынуждены прекратить сотрудничество с Ираном.

В южнокорейских деловых кругах с большим воодушевлением встретили новость о разрешении спора по поводу замороженных на счетах банков РК средств Ирана, выражая надежду, что теперь Сеул и Тегеран смогут восстановить прежний уровень сотрудничества, а корейский бизнес получит доступ к достаточно крупному рынку ИРИ. Как сообщило южнокорейское англоязычное издание The Korea Times, предполагается, что Иран начнет активно закупать южнокорейскую продукцию машиностроения, нефтехимической, сталелитейной промышленности. Большие ожидания также у корейских строительных компаний, производителей медицинского оборудования, медикаментов. Помимо этого корейцы смогут активно закупать у Ирана нефть, что позволит диверсифицировать список поставщиков в РК "черного золота" и повысит уровень энергетической безопасности Южной Кореи.