В Минфине рассказали об инициативе по налоговому мониторингу

Минфин подготовил изменения в Налоговый кодекс, которыми, в частности, предлагается снизить пороговые требования к участникам налогового мониторинга в части суммы уплаченных ими налогов, полученных доходов и величине их активов. Об этом "РГ" рассказали в ведомстве. Инициативу одобрили представители опрошенных деловых сообществ, поскольку бизнес заинтересован в оперативно обмене данными с налоговой службой.

"Расширение периметра налогового мониторинга - стратегическая цель, обозначенная Правительством РФ в принятой концепции развития налогового мониторинга. Министерство постепенно открывает двери для новых потенциальных участников этой формы налогового контроля", - пояснили в Минфине.

В ведомстве отметили, мониторинг позволяет существенно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков, а также сместить акцент с наказания за налоговое правонарушение на недопущение его совершения.

Согласно проекту поправок, предлагается снизить порог входа в этот режим с 1 млрд руб. активов и оборота компаний до 800 млн руб. Помимо этого, может быть снижена планка по уплаченным налогам со 100 млн до 80 млн руб. в год.

По словам экспертов, законопроект может привлечь в мониторинг средний бизнес. Таким образом, к уже подключенным к системе 445 компаниям в 2024 году добавятся еще 150.

Понижая пороговые значения, Минфин делает налоговый мониторинг еще более доступным для среднего бизнеса, что, конечно, нельзя не приветствовать. Об этом "РГ" рассказал руководитель экспертного центра по налоговой и бюджетной политике "Деловой России" Кирилл Никитин.

"Налоговый мониторинг, как форма налогового контроля, является привлекательным для добросовестных предпринимателей с эффективной системой внутреннего контроля. Он позволяет компаниям снизить риски и издержки налогового контроля, а также высвободить резервы за счёт большей определенности и предсказуемости взаимоотношений с ФНС", - пояснил он.

Никитин также отметил, снижение порогов свидетельствует о готовности ФНС к новым объемам мотивированных разъяснений, а ИТ-поставщиков - к обеспечению нового сегмента участников решениями. Вместе с тем, далеко не все соответствующие новым формальным критериям налогоплательщики поторопятся вступать в мониторинг.

"Да и не всех стоит туда брать - определяющими факторами станет доверие двух сторон процесса друг другу, которое строится на истории соблюдения налогового законодательства с двух сторон", - отметил он.

Инициатива положительно отразится на бизнесе, более того она соответствует тенденции последних лет. Так, в 2021 году уже происходило снижение суммовых критериев для перехода организаций на налоговый мониторинг, считает эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса МГО "ОПОРЫ РОССИИ" Лариса Науменко.

"При помощи налогового мониторинга бизнес может избежать выездных налоговых проверок, которые чаще всего заканчиваются доначислением "астрономических" сумм. То есть инициативу однозначно можно определить как положительную", - отметила она.

Впрочем, для того, чтобы она действительно работала, нужно решить немало проблем, уточнила Науменко. Ключевая из них - снизить издержки, которые бизнес вынужден нести для построения инфраструктуры и приобретения ПО, необходимого для подключения к налоговому мониторингу.

Проект налогового мониторинга заключается в том, что компании предоставляют доступ к своей бухгалтерии налоговому органу. Таким образом налоговая инспекция может анализировать и проверять бизнес удаленно, контролировать, что происходит в бухгалтерии компании, рассказал генеральный директор инвестиционной компании "Диалот" Егор Диашов.

"С одной стороны, это может выглядеть как излишний контроль. С другой стороны, компании, которые работают "в белую", просто показывают то, что она делают внутри", - объяснил он.

При этом в случае проверок такое предприятие может избежать штрафов и других санкций, так как налоговая уже будет в курсе деятельности компании, добавил эксперт.