- Когда ты идешь в детский магазин, у тебя должна быть стопроцентная уверенность, что все, что там продается, безопасно, но в столичной детской больнице имени Башляевой мы видим настоящий музей из глаз кукол, проглоченных детьми или засунутыми в нос. Они просто плохо прикреплены, - рассказывает Татьяна Буцкая, первый заместитель председателя Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей. - И это не один стенд, а целый коридор.
Реальная опасность от игрушек обычно заключается не только в том, что у них плохо прикреплены детали, но и в том, что многие из них содержат, например, фенол (в материале), опасные вещества (тетраборат натрия в жвачке для рук, слайме).
Но экспертиза на физическую опасность игрушек еще хоть как-то работает. К экспертизе, которая должна бы отвечать за нравственную безопасность и воспитание ребенка, к сожалению, сегодня пока одни вопросы. В прошлом году родительское сообщество возмутили пушистые саблезубые монстры, явившиеся из компьютерной игры. Благодаря совместным стараниям чиновников и общественности страшные звери исчезли из многих крупных онлайн- и офлайн-магазинов. Но многие другие игрушки продолжают вызывать у взрослых недоумение. "Растет популярность монструозных игрушек, - отмечает Ольга Вихристюк, руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ, - современные монстры представлены самыми разными персонажами, некоторые рождают симпатию (Шрек) и желание быть похожими на них (Человек-Паук, Халк). Но должен ли монстр быть главным героем? У нас Кощей Бессмертный или Баба-яга всегда были на втором плане, а на первом - смелый, ловкий, справедливый герой. А если ребенок все время играет с монстрами, ему сложнее разделять добро и зло, красоту и безобразность".
Специалист объясняет секрет популярности страшных игрушек у современного ребенка тем, что позволяют уйти от скуки обыденной жизни. "Кроме того, в обществе всегда есть мода на игрушку, - напоминает Ольга Вихристюк. - И она может быть нужна ребенку для статуса, чтобы соответствовать моде". В статусные игрушки в разные времена попадали и красотка Барби, и саблезубые медведи. И тут родителям желательно почаще вспоминать, что игрушка - не просто необходимый для игры предмет. "Это еще и символ духовной ценности, - объясняет Татьяна Семенова, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ. - Например, наша матрешка - символ материнства, многочадия. А кукла Барби - образ независимой, красивой и свободной женщины, которая не обременяет себя заботами о семье".
Кроме игрушек, пропагандирующих праздный образ жизни, сегодня появились и квазипедагогические игрушки. Например, куклы-инвалиды, которые вроде бы должны воспитывать в ребенке приятие и сострадание. "Учеными доказано, что эти игрушки неблагоприятно влияют на детскую психику, - говорит Татьяна Семенова. - Как и игрушки с ярко выраженным анатомическим содержанием. А у "Лего" появился набор, в котором есть крематорий, катафалк, могила. Якобы для подготовки детей к трагическим событиям. Но нужны ли такие игрушки? Это большой вопрос".
Но первое, с чем сталкиваются специалисты, пытающиеся взять под моральный контроль растущий рынок игрушек, - огромное количество новой продукции. "Ежегодно регистрируется несколько тысяч товарных знаков детских игрушек, - говорит Елена Саратцева, замруководителя Автономной некоммерческой организации "Российская система качества". - Только с 2022 года их было зарегистрировано более семи тысяч". Причины такого обилия - пиар компьютерных игр, фильмов, мультфильмов и мода. Во время пандемии, например, трендом были игрушки, требующие активных действий, - слаймы. "Жвачка для рук, - напоминает Саратцева, - до сих пор в продаже и к игрушкам не имеет никакого отношения. А один из компонентов, из которых делают слайм, - тетраборат натрия, бура, которую используют в морилке для тараканов. Мы проверили детские игрушки на качество по 59 показателям - оно не радует: красящаяся ткань, отрывающиеся глаза". 67 процентов детских товаров не имели документов об оценке соответствия и маркировки. 89 процентов имели скрытые дефекты в виде содержащегося в ткани фенола и токсичности. "Многие родители (37 процентов) приобретают игрушки через онлайн-магазины, которые должны обеспечить покупателю доступ к информации о товаре, - говорит Елена Саратцева, - но этого не происходит". Надо заметить, что многие маркетплейсы при этом добросовестно относятся к маркировке товара. Но для производителей это сложный вопрос. "Маркировка требует участия профессионалов, а это очень долго и дорого, - говорит Елена Саратцева. - Да и вообще, нужна ли психолого-педагогическая экспертиза всем семи тысячам единицам игрушек?" Тем более, что она стоит примерно 800 тысяч рублей, напоминает Сергей Рыбальченко, генеральный директор АНО "Институт научно-общественной экспертизы". Он советует проводить экспертизу только тех игрушек, по поводу которых у родительского сообщества возникают вопросы. При этом не нужно забывать и о том, что претензия может оказаться ложной заявкой с целью выбить конкурента. Татьяна Буцкая вместе с рабочей группой экспертов в Госдуме обещает в ближайшее время найти ответ на вопрос, как должна работать психолого-педагогическая экспертиза.
В Кирове находится одна из самых крупных фабрик игрушек "Весна". Она работает с 1942 года, чтобы порадовать эвакуированных в Киров детей, местные артели организовали предприятие, которое чуть позже превратилось в фабрику. Сегодня она выпускает более 500 видов кукол и около тысячи наименований игрушек.