В фильме "Архитектор: история Алексея Германа и его фильмов" использован уникальный материал, который публикуется впервые - неизданные кадры фильма "Трудно быть богом", актерские пробы, кадры со съемок, работа Германа-старшего со съемочной группой, интервью с участниками этих событий. Фильм исследует авторский стиль и творческий метод знаменитого кинематографиста. За долгую жизнь режиссер снял всего пять картин, причем последняя и самая главная - "Трудно быть богом" - была закончена уже после его смерти.
Алексей Герман-младший говорит: "В этом фильме использованы уникальные материалы со съемок фильма "Трудно быть богом", которые наша команда очень долго отсматривала в поисках самых показательных моментов. Для нас очень важно, что результат этого труда будет к 85-летию отца показан именно в Калининграде: это очень важный для него город. Именно здесь он снимал фильм "20 дней без войны", и весь его творческий путь тоже тесно связан с Калининградом".
А вот, например, фраза Германа-старшего из архивных материалов, представленных в фильме. Режиссер говорит, обращаясь к съемочной группе: "Его (Румату) надо было сильно довести. Он должен был увидеть всех повешенных. Он должен был увидеть раба, который умер. Он должен был увидеть маленькую ладошку. Он должен был увидеть веселую башню. Он должен был увидеть смерть Пампа, которого выбросили на помойку. Наконец, он должен был увидеть смерть этой девочки. Что-то из этого мы выбросим. Но его надо было довести, чтобы он сделал это".
Продюсер фильма "Трудно быть богом" Рушан Насибулин вспоминает о создании картины "Трудно быть Богом": "Когда я видел съемки, которые проходили в павильонах, я, честно говоря, не мог понять, неужели из этого получится фильм. Это настолько сложно, как он делал. Он же оттачивал каждое слово, каждое движение, эти крупные планы. Я не понимал, честно говорю, получится или нет".
"Этот проект дал нам уникальную возможность заглянуть в мастерскую большого художника. Ведь важно не только сохранять наследие больших мастеров, но и декодировать их творческий язык, исследовать их работу, видение, методы", - говорит продюсер фильма Алексей Боков.
Фильм создан при поддержке Министерства культуры РФ.