Почему европейцы все чаще предпочитают поезда самолетам

Новые поезда дальнего следования представляют собой альтернативу авиаперевозкам между европейскими странами, и спрос на этот экологически чистый вид транспорта стремительно растет с каждым сезоном, утверждает телеканал France 24.

С момента запуска в декабре 2021 года на ночной поезд Париж-Вена было продано 70 процентов всех билетов. Сейчас на каждом из трех еженедельных рейсов поезда Nightjet наблюдается практически полная заполняемость. Состав, принадлежащий национальному перевозчику Австрии, курсирует по одной из многих новых линий, соединяющих крупные города Европы и открытых в последнее время. Маршрутная сеть пассажирских перевозок по железным дорогам продолжит расширяться, отмечается в материале.

Рейс между Парижем и Барселоной демонстрирует многие преимущества и недостатки путешествия по Европе на поезде. Поездка из одного города в другой всего за шесть с половиной часов стала возможной благодаря сотням миллионов евро, которые Евросоюз выделили на реконструкцию обычной ветки в высокоскоростную.

Французский перевозчик запускает всего два скоростных поезда в день, а стоимость билета достигает 250 евро в один конец. Тем не менее, все места в вагонах почти всегда заняты, особенно в летнее время, когда билеты распродаются на несколько месяцев вперед. В 2022 году Interrail - комбинированный проездной билет практически на все поезда в Европе продемонстрировал самые высокие продажи за 50-летнюю историю.

Развитие перевозок для удовлетворения растущего спроса, вероятно, будет медленным, но есть обнадеживающие признаки. Итальянская компания надеется запустить прямой железнодорожный маршрут Париж-Мадрид к концу 2024 года, основываясь на "невероятном" успехе маршрутов, соединяющих Париж, Лион, Турин и Милан, они были запущены в 2021 году.

Планируется, что ночной состав между Парижем и Берлином начнет курсировать в конце 2023 года, а в 2024 году будет запущено новое высокоскоростное сообщение между двумя столицами, которое сократит нынешнее 10-часовое время в пути до семи. По словам европейского эксперта по железным дорогам Марка Смита, интерес к дальним железнодорожным путешествиям неуклонно растет на континенте в течение последних восьми лет. Теперь, по его словам, у растущего числа путешественников на поезде есть две основные причины.

"Им надоел печальный опыт в аэропортах и авиакомпаниях, и они хотят сократить свой углеродный след", - сказал Смит.

Согласно подсчетам OBB, двухчасовой перелет из Парижа в Вену приводит к выбросам 419,6 кг углерода по сравнению с 41,5 кг при путешествии компанией Nightjet. Проблема, по оценке экспертов, кроется в том, что билеты на поезда на трансграничных маршрутах в Европе в среднем в два раза дороже, чем билеты на самолет, отчасти из-за налоговых льгот, предоставленных авиакомпаниям. Именно рост бюджетных авиаперелетов в 1990-х годах привел к появлению идеи быстрых и дешевых поездок, которые можно было уложиться в выходные, и практически "уничтожил" ночные поезда в Европе, которые в значительной степени считались убыточными.

Однако постепенно авиаперелеты стали более обременительными. Террористические атаки 11 сентября 2001 года в США резко повысили требования к безопасности в аэропортах по всему миру, а также увеличили время ожидания пассажиров в аэропортах. Полуторачасовой перелет между Парижем и Ниццей, например, уже ненамного быстрее и удобнее, чем пятичасовая поездка по железной дороге, особенно с учетом расположения вокзалов в центре города и щедрых норм провоза багажа в поездах. Кроме того, поезда теперь оснащены розетками и Wi-Fi, поэтому пассажиры могут работать в них во время деловых поездок, а уютная обстановка в поезде располагает к общению пассажиров, чего не встретить в суетливых мегаполисах.

"Растущий спрос на железнодорожные перевозки определенно не исходит от правительства и уж точно не от железнодорожных компаний. Это исходит от широких масс", - сказал Смит.

Это не значит, что поездка по железной дороге в Европе всегда проста - есть множество нюансов, связанных с пересечением границ. Австрийский национальный оператор является нынешним лидером железнодорожных перевозок в Европе и имеет планы расширения по количеству рейсов и составов разного формата. Известно также, что на европейский рынок вскоре выйдут новые частные компании-перевозчики.