Собеседник "РГ" в Ульяновской области сразу сообщил, что покупка автомобилей "Аурус" региону точно не по карману. Да и не совсем понятно, считать ли отечественными исключительно машины российского производства (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ) или иномарки, выпуск которых локализован в России.
- Мы не можем сразу взять и отказаться от имеющегося парка. У нас есть "Волги", "Ларгусы", УАЗы, - говорит наш визави. - Но львиную долю составляют все же "Хендай", КИА и другие иномарки. Срочная замена влетит в копеечку.
Мэр Ульяновска Александр Болдакин передвигается на "Тойоте Камри", собранной в Санкт-Петербурге. Считает эту машину вполне отечественной. Однако иногда приходится покорять бездорожье на "УАЗе Патриот".
- Родной внедорожник выручал нас при перемещении во время паводка, - рассказывает он. - Автопарк городской администрации в основном состоит из российских автомобилей. Это УАЗы, "Лады" либо "Форды" опять же отечественной сборки. Готов при необходимости перемещаться на любом из них, также для работы регулярно использую личную машину.
Губернатор региона Дмитрий Азаров еще в июне этого года предложил пересадить депутатов и чиновников на новую удлиненную модель "Лады Весты". А год назад Азаров приехал на площадку Петербургского международного экономического форума на личном автомобиле "Лада Веста Спорт", демонстрируя приверженность отечественному автопрому. В то же время служебная машина у губернатора иномарка, у большинства руководителей министерств - тоже.
А вот чиновники из мэрии Самары, по всей видимости, вот-вот начнут пересаживаться на вазовские автомобили. МКУ "Служба транспортного обеспечения" ищет поставщика шести седанов. В объявлении о закупке говорится, что чиновники планируют приобрести автомобили "Лада" или их эквивалент. Салон должен быть оборудован кондиционером, подушками безопасности, системой экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, бортовым компьютером, воздушным фильтром. У автомобиля должна быть механическая коробка передач и мощность двигателя 100 лошадиных сил.
Машины необходимо поставить в течение 10 дней с момента заключения договора. Торги пройдут 23 августа. Начальная цена контракта - 5 миллионов рублей.
Самая первая в новейшей истории инициатива пересадить чиновников на отечественные "Волги" исходила из Нижнего Новгорода. С ней выступил Борис Немцов, когда в 1997 году сменил губернаторское кресло на вице-премьерское. Появился даже указ президента Бориса Ельцина о переходе на российские авто. Но инициатива провалилась, указ вскоре был отменен.
ГАЗ давно не выпускает "Волги". Пока есть только заявление главы минпрома РФ Дениса Мантурова, что возрождение возможно в 2024 году. Производство "Фольксвагенов" и "Шкод" остановилось недавно по известным причинам. А вот "ГАЗели" годятся для закупок в гаражи областной и городской власти. Кстати, они там уже имеются.
Высшие руководители передвигаются на "Тойотах Камри" и джипах того же производителя. Однако разъездные автомобили в регионе начали менять еще несколько лет назад. "Лады Весты" приходят на смену "Фордам". Сейчас у правительства региона находится около 100 машин отечественного производства.
Председатель Законодательного собрания Евгений Люлин еще год назад поддержал витавшую идею о переходе на российские машины:
- Поддерживаю любые меры по стимулированию спроса на продукцию отечественной промышленности, в том числе автопрома. Как многие коллеги, готов пересесть на российский автомобиль, если будет хорошее качество и соответствие современным стандартам. Предпочел бы "Ладе" нашу "Волгу" или любой из легковых автомобилей, которые производятся на площадке Горьковского автозавода.
Кстати, нижегородский губернатор Глеб Никитин заявил о поддержке идеи возродить выпуск "Волг" и "Побед" на ГАЗе.