Собственные товарные знаки помогут самозанятым расширить производства

Уже месяц самозанятые в российских регионах могут официально регистрировать собственные бренды. Соответствующие поправки внесли в Гражданский кодекс РФ. Теперь товарный знак может стать для любителей работать на себя своеобразным трамплином на пути к полноценной фирме.
Сначала ты работаешь на имя, а потом имя — на тебя.
Сначала ты работаешь на имя, а потом имя — на тебя. / Денис Гонтарь

Поправки в законодательство внесли не просто так. Только по итогам прошлого года, по данным аналитиков hh.ru, работодатели разместили более 7,5 тысячи вакансий для самозанятых. Средняя зарплата по СЗФО для этой категории составляет около 40 тысяч рублей. Если говорить о сферах деятельности, то больше всего с самозанятыми хотят работать в IT, торговле, науке и образовании, на транспорте, а также в курьерских службах.

При этом общее число самозанятых в стране к концу 2024 года может превысить 8,4 миллиона человек. Популярность такого режима легко объяснить: россияне, работающие на себя, освобождены от фиксированных страховых взносов, платят налоги по сниженной ставке от четырех до шести процентов, могут получать льготные кредиты, субсидии и гранты. При этом никто не мешает совмещать самозанятость с работой по трудовому договору.

Теперь к уже имеющимся льготам добавилась возможность регистрировать собственные товарные знаки. Это особенно актуально для людей, выпускающих продукцию ручной работы. Так, например, Анастасия Онорина из Калининграда смогла открыть мастерскую по изготовлению декоративных изделий из дерева. Личный бренд помог ей выйти за пределы региона: сейчас молодая мама продает продукцию по всей стране.

- На данный момент у нас есть и серийное производство, и изделия, сделанные на заказ. Продаем их преимущественно через маркетплейсы. В основном мы продаем их онлайн, - рассказала Анастасия. - Сейчас хотим открыть уже полноценное производство деревянной мебели. Есть, конечно, определенные сложности с нашей географией и логистикой. Но мы не сдаемся и даже наладили часть процесса в Москве.

Однако без подводных камней все же не обошлось. Дело в том, что теперь по закону регистрировать товарные знаки могут любые физические лица, независимо от того, есть у них статус самозанятного или нет. При этом физическим лицам, которые не платят налог на профессиональный доход, коммерческой деятельностью заниматься запрещено.

- Это приводит к ситуации, когда граждане будут регистрировать бренды не для их непосредственного использования, а чтобы заблокировать возможность использования такого же или схожего товарного знака другими лицами. В итоге это нововведение развяжет руки так называемым патентным троллям, - прокомментировала старший юрист юридической компании Анна Лапшина.

Сложности возникают и при взаимодействии самозанятых с крупными компаниями. По результатам последнего опроса, который проводили аналитики центра "Консоль.Про", более 70 процентов работодателей Санкт-Петербурга остались недовольны таким сотрудничеством, а в 22 процентах случаев самозанятые и вовсе больно ударили по репутации организаций. Свою роль в этом сыграли недостаточный контроль качества и удаленная работа.

- Бизнес боится возможных трудностей с документооборотом. У многих работодателей порой не хватает времени, чтобы разбираться во всех тонкостях сотрудничества с самозанятыми. То же касается и взаимодействия с налоговыми инспекциями, - подчеркнула руководитель пресс-службы hh.ru по Северо-Западу Мария Бузунова.

Новая история с регистрацией товарных знаков не сможет кардинально изменить ситуацию. Впрочем, несмотря на сложности, работодатели Северной столицы не намерены полностью отказываться от самозанятых, поскольку они помогают серьезно разгрузить штатное расписание и освободить наемных работников от лишней рутины. Кроме того, подобное сотрудничество - неплохой вариант для перспективного масштабирования бизнеса.

К слову о масштабировании. Регистрация личного бренда для самозанятых - точка предпринимательского роста. Ведь в таком случае, отмечают юристы, они могут как официально пресекать нарушение своих прав, так и защищаться от претензий третьих лиц. Кроме того, при качественном товарном знаке производственный процесс успешно коммерциализируется.

Личная марка защитит от нарушения авторских прав

- Самозанятость - хороший инструмент для старта своего бизнеса. Если вести его грамотно, то можно расшириться и впоследствии сменить организационно-правовую форму. При этом важно, что раскрученный бренд останется с владельцем даже после трансформации в ИП или юридическое лицо, - пояснил партнер патентной компании Дмитрий Кравцов. - Например, в кондитерской вначале самозанятый будет все брать на себя, включая готовку, оформление витрин, выкладку на прилавок и даже продажи. Но после оформления бренда заработает правило: сначала ты работаешь на имя, а потом имя - на тебя.

Пока сложно говорить об успехе законодательной инициативы. Для этого, по оценкам экспертов, потребуется не менее двух лет. Однако уже понятно, что регистрация товарных знаков особенно пригодится самозанятым в сфере IT, автосервиса, образования, косметологии, дизайна и креативных индустрий.

Цифра

7,5 миллиона самозанятых официально зарегистрировали свой статус в России.