16.08.2023 11:39
Поделиться

Мариупольские артисты ставят новые спектакли и возрождают школьные театры

Несмотря на то, что разрушенное здание Мариупольского драмтеатра еще не восстановлено и закрыто баннерами, театральный коллектив ведет активную творческую жизнь. Причем не только творческую, но и образовательную: с нового учебного года артисты начинают возрождать школьные театры. Об этом корреспонденту "РГ" рассказал художественный руководитель Мариупольского драмтеатра Александр Ростов.
Александр Ростов: Запрос всегда один — театр должен быть талантливым и современным.
Александр Ростов: Запрос всегда один — театр должен быть талантливым и современным. / Из архива А. Ростова

Александр Ростов: Школьные театры - это эффективный инструмент нравственного и морально-эстетического воспитания. И неслучайно министерство культуры уделяет особое внимание этому направлению. Но количество выпускников театральных вузов ограничено, поэтому обычно школьными театрами занимаются педагоги, как правило, учителя русского языка и литературы. Мы обратили внимание на эту проблему, поскольку долгое время репетировали в помещении центра Детско-юношеского творчества и близко соприкасались со сферой образования. Мы принимали участие во встречах со школьниками, показывали им свои спектакли, общались с педагогами. И сейчас наши артисты готовы стать кураторами школьных театров в Мариуполе.

Как это будет происходить?

Александр Ростов: Я разработал двухгодичный курс обучения театральному делу по таким дисциплинам, как мастерство актера, сценическая речь и движение, история театра. И, конечно, в процессе обучения дети будут ставить свои спектакли. Мы постараемся донести до них глубинные вещи. Расскажем о том, что театр - это дело фанатиков, а тот, кто выходит на сцену для того лишь, чтобы покрасоваться, быстро с ней расстается. В театре нужно постоянно работать и совершенствоваться. При этом сцена, как рентгеновский аппарат, высвечивает достоинства и недостатки человека. Театр - это своеобразный аккумулятор честности, достоинства, нравственной чистоты. Но также и довольно рисковое дело: за один показ в театре можно стать знаменитым или с треском провалиться. Это все ребята должны понимать.

На самом деле работа со школьниками очень важна и для нас. Ведь они - будущие зрители, которые придут на наши спектакли. И не только зрители. Вполне возможно, что на базе школьных кружков при нашем театре возникнет детско-юношеская студия. Раньше в мариупольском театре уже взращивали подобным образом таланты, в результате у нас появилась целая когорта ведущих артистов. Но это лишь часть работы по приобщению детей ДНР к прекрасному. У меня, например, есть ощущение, что скоро в республике появится "Пушкинская карта". И это правильно, ведь дети - наше будущее. И будущее нашего театра тоже.

А как живет и работает театр, у которого пока еще нет собственной сцены, в настоящем?

Александр Ростов: Очень активно. Не стоит воспринимать нас как погорельцев. У нас полноценная творческая жизнь. Мы ставим спектакли, ездим на гастроли. Коллектив подготовил 11 спектаклей и четыре театрализованные концертные программы. К сентябрю выпустим яркий, зрелищный концерт, посвященный освобождению Донбасса. Идет работа над мюзиклом "Дубровский" и пьесой "Дочки-матери". Мы ставим детские программы, посвященные безопасности, как, например, "Сказка о правилах".

Приходят ли в труппу новые актеры?

Александр Ростов: Конечно. Причем к нам едут актеры из Иванова, Сибири, Санкт-Петербурга, Москвы. И поверьте, они бы не поехали в театр без будущего. Прежде чем куда-то устраиваться, артисты обязательно наведут справки, посмотрят постановки, прикинут перспективы театра. Кроме того, у нас работает прекрасная местная молодежь. Кстати, пять человек из нашего театра прошли конкурс и поступили в Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ). Сейчас у нас 25 человек в труппе, 12 - в оркестре и шесть - в балете. Всего 43 человека.

Ощущает ли театр помощь?

Александр Ростов: Еще как! Нам помогают пополнять костюмный фонд. А в Санкт-Петербурге даже подарили мотоцикл для спектакля "Шикарная свадьба". В этом спектакле персонаж должен выезжать на нем на сцену. И стоило мне только заикнуться об этом, как у нас появился мотоцикл. А буквально на днях мы получили еще один подарок. Губернатор Нижегородской области и Горьковский автомобильный завод предоставили театру автобус на 19 пассажиров. Ранее нам подарили грузовую "газель". Так что теперь мы можем выезжать на выступления на своем транспорте. Это очень отрадно, что страна заботится не только о воинах на передовой, но и возрождает мариупольский театр. И очень символично, что истерзанный город восстанавливается вместе с театром. Все-таки многие наши артисты потеряли не только жилье, но и своих близких. Они вместе с Мариуполем пережили тяжелый период, и теперь они с ним одной крови. Поэтому нам особенно приятно видеть, как сейчас преображается город.

А не меняется ли в обновленном городе запрос к театру?

Александр Ростов: Запрос всегда один: театр должен быть талантливым. А еще - современным. Он должен соответствовать тому, чего ждет от него зритель. Чего сейчас зритель хочет больше всего? Мира, добра. Например, наш спектакль "Старший сын" - это притча о том, как люди становятся родными. Неслучайно спектакль выстроен именно так: на это повлияли рассказы людей, которые помогали друг другу выжить в мариупольских подвалах и достойно прошли проверку на человечность. Сейчас особенно востребованы такие вечные темы, как надежда, вера в человека, помощь ближнему. Мы обсуждали с заведующим литчастью, что нужно зрителю, и пришли к такому выводу: нужна легенда, спектакль о добром, бескорыстном человеке. И еще надо понимать, что Мариуполь - русский город, хотя театр и пытались заставить говорить на украинском языке. Здесь очень востребована русская культура. Неслучайно мы обращаемся к классике от Булгакова до Пушкина. А к 2024 году планируем возродить и поставить спектакль "Алые паруса", которые являются символом надежды, веры и человечности. Но, конечно, нужны и комедии положений, развлекательный репертуар. Нам необходимо вернуть жизнерадостность. Это тоже важная задача.