Орловские дайверы снимут первый в России подводный 3D-фильм

Документальное кино об истории старого парохода "Valamon Luostari" ("Валаамский монастырь"), затонувшего в Ладожском озере во время советско-финской войны, снимут участники дайвинг-клуба "Диво" из Орла. Благодаря трехмерным технологиям зритель сможет увидеть судно изнутри. Десятидневная экспедиция началась 12 августа. На борту нашли 10 бутылок с молоком и серебряную столовую ложку.
Дайверы нашли на борту "Valamon Luostari" 10 бутылок с молоком 1940 года.
Дайверы нашли на борту "Valamon Luostari" 10 бутылок с молоком 1940 года. / Дайвинг-клуб "Диво"

Сам корабль орловские дайверы обнаружили еще в 2019 году, обследуя глубины в Никоновской бухте острова Валаам. По архивным документам восстановили судьбу парохода. Он был построен в Швеции в 1860-е и первоначально назывался "Kjell". В 1931-м его приобрели для Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и переименовали в "Valamon Luostari". Судно ходило по маршруту Валаам - Лахденпохья. Во время Зимней войны судно было реквизировано и включено в состав финского военного флота. Его использовали для перевозки грузов. Подбитый советским бомбардировщиком, "Valamon Luostari" затонул вблизи берега 22 января 1940 года.

Пароход лежит на небольшой глубине, около 12 метров, и постепенно разрушается. На сегодня от него остался лишь каркас. Зато предметы, находящиеся под завалами, благодаря холодной ладожской воде сохранились достаточно хорошо. Только вот найти их непросто: видимость не превышает двух метров.

В ходе прошлых экспедиций члены клуба "Диво" расчистили конструкции судна, подняли на поверхность фрагменты посуды, стеклянные бутылки, карданный подвес (предположительно, от гирокомпаса) и два навигационных фонаря. В минувшие выходные орловцы, вероятнее всего, добрались до камбуза.

- Мы погрузились, разделились согласно заданию, увидели трюм. В трюме были каюты - одна заперта, а у другой дверь немного приоткрыта, туда я и направился. Каюта небольшая, низкая, в ней стоял стол, но без верха, просто четыре ножки. Увидел, что от фонаря отблескивают верхушки бутылок, подплыл поближе: бутылки наполовину чем-то заполнены, а всего их 10. Доложил наверх по радиосвязи. Две бутылки мы уже подняли - это оказалось молоко 1940 года. Там же мы нашли серебряную столовую ложку, кувшин, эмалированную посуду, старинную мясорубку с надписями, - рассказал участник экспедиции Алексей Петрыкин.

В документальной ленте покажут, что стало причиной гибели судна

Предметы с парохода передадут в музей Валаамского монастыря.

А главным итогом нынешних погружений станет фильм, в котором впервые в России применят 3D-технологии при съемке на глубине. Проект реализуется на грант Президентского фонда культурных инициатив.

Объемная модель корабля будет построена на основе видеоматериалов, данных гидролокатора и подводного сканирования, а затем помещена в исторический контекст. Авторы проследят путь парохода от спуска с верфи до наших дней, используют редкие архивные материалы.

- В документальном фильме покажут, что стало причиной гибели судна, какие бытовые предметы оно хранило под водой. Хроника будет интересна зрителям всех возрастов, - отметил генеральный директор фонда Роман Карманов.

3D-фильм "Пароход времени" планируют выпустить в ноябре 2023 года.

Справка "РГ"

Члены клуба подводного плавания "Диво" обследуют дно возле острова Валаам с 2017 года. Обнаруживать объекты на глубине им помогают гидролокаторы бокового обзора, магнитометры и металлоискатели. В этом году орловцы впервые в России задействовали при погружении искусственный интеллект и уже спустя несколько дней выявили очередное затонувшее судно. В июне состоялась экспедиция в районе маяка Осиновец, где в период блокады Ленинграда начиналась Дорога жизни. Одной только зимой 1941-1942 годов со дна Ладоги было поднято 276 машин. А сколько их еще скрыто под водой, не знает никто. Водолазы, в числе которых были студенты истфака Орловского госуниверситета, нашли две полуторки, причем у одной из них покрышки колес (производитель - "Rubber concern of USSR") до сих пор держат давление. Машины предполагают передать в музей Ленинградской области - по мнению реконструкторов, их можно восстановить до рабочего состояния.