Кредитное стимулирование составило около 10 процентов рассчитанного за тот же период внутреннего регионального продукта (ВРП) субъектов РФ в ПФО. Банковские активы в виде кредитов частным лицам увеличились в январе-июле на 479 миллиардов рублей. Это соответствует росту на 10 процентов, причем на несколько десятых процента превышает общероссийский показатель.
Финансирование приволжского бизнеса также шло более активно, чем в среднем по России. В результате объем его задолженности перед банками вырос на 12,2 процента. Финансисты влили в предприятия, которые производят товары и услуги, более 521 миллиарда рублей.
При этом финансирование реального сектора ПФО нарастало от месяца к месяцу (если не считать май с большим количеством выходных дней) и в июне составило 161 миллиард рублей. Это самый высокий показатель номинального месячного прироста задолженности с 2021 года.
Наибольший приток дополнительных кредитных средств был направлен в обрабатывающую промышленность. Он составил около трети. Сейчас там сосредоточено около 39 процентов кредитов (1,86 триллиона рублей). Вторую строчку по привлечению банковского финансирования в Приволжье занимает сектор недвижимости с показателем 16 процентов.
Региональная структура финансирования в первом полугодии крайне неоднородна. Наиболее высокими темпами привлекала банковские средства Удмуртия. Предприятия республики нарастили заимствования на четверть, или на 109 миллиардов рублей в абсолютных значениях. Сравнимые темпы в январе-июне продемонстрировали компании Оренбуржья (+24 процента) и Пермского края (+21). Этот регион стал лидером среди пяти крупнейших экономик ПФО как по объему дополнительного кредитования, так и по темпам прироста задолженности.
Активно привлекали внешнее финансирование компании из Татарстана. Банки нарастили кредитный портфель среди предприятий республики на 14 процентов, что выше, чем в среднем по округу.
Предприниматели из Нижегородской и Самарской областей вели себя заметно скромнее. А башкирские компании фактически продемонстрировали нежелание брать на себя дополнительные финансовые риски. Бизнес-клиенты банков в республике дополнительно привлекли лишь четыре миллиарда рублей, что меньше процента их задолженности на начало 2023 года.
Впрочем, это не помешало башкирским промышленникам увеличить выпуск продукции на шесть процентов по сравнению с первой половиной 2022 года, что примерно соответствует темпам роста промышленного производства в целом по ПФО.
Банкиры направили через частных лиц практически половину средств из дополнительных вливаний в экономику ПФО. В этой сфере межрегиональные расхождения в привлечении внешнего финансирования значительно ниже. Если частные заемщики из Татарстана (региона-лидера по этому показателю) за полгода нарастили задолженность на 12 процентов, то в Ульяновской области (регионе с наименьшими темпами роста частного долга) - на 8,5 процента.
Более 60 процентов частных заимствований было направлено на приобретение жилья. В первом полугодии темпы финансирования этого направления ежемесячно нарастали, несмотря на целый ряд ограничительных мер, которые ЦБ РФ предпринимал с начала года. Только в июне на приобретение жилья в ПФО направлено свыше 70 миллиардов рублей заимствований.
Уже в конце первого полугодия Центробанк решил с помощью разных механизмов снизить кредитную активность финансистов. Установлены дополнительные требования по ограничению рисков в сфере ипотечного кредитования. Регулятор прямо назвал часть коэффициентов, которые определяют выдачу банками жилищных кредитов, запретительными. Примерно в то же время ЦБ ужесточил требования к источникам банковского капитала и поднял ключевую ставку до восьми процентных пунктов.
Приведут ли эти решения к сворачиванию банковского финансирования реального сектора экономики ПФО и остановке роста экономики, будет понятно лишь через несколько месяцев. Ведь даже сами руководители Банка России признают, что в основе происходящих сейчас процессов лежит не только ситуация на финансовых рынках.
Рост с начала года госрасходов и наметившееся позднее увеличение доходов населения привели к заметному росту спроса. В ЦБ РФ считают, что российская экономика уже работает на границе своих производственных возможностей. В такой ситуации есть два основных пути: снижение спроса через инфляцию или другие способы снижения доходов населения, либо экономика страны может перешагнуть через наметившиеся ограничения главным образом за счет инвестиций. .
Эльвира Набиуллина, председатель ЦБ РФ (июль 2023 года):
- Учитывая изменения в нашей оценке экономической ситуации, потребуется более высокая траектория ключевой ставки, чтобы мы завершили следующий год с инфляцией вблизи 4 процентов. Согласно обновленному прогнозу, средняя за год ключевая ставка на текущий год повышена до 7,9-8,3 процента, на следующий - более существенно, до 8,5-9,5 процента годовых. На ближайших заседаниях мы допускаем возможность дальнейшего повышения ключевой ставки.