Исследование: Учителя теряют много рабочего времени из-за бумажной работы

Согласно проведенному летом 2023 года опросу российских учителей, почти каждый второй педагог тратит большую часть своего рабочего времени на бумажную работу. При этом только четверть учителей отметили, что больше всего на работе занимаются непосредственно взаимодействием с детьми. Такие данные получили эксперты "Актион Образование" (входит в группу Актион).

"Результаты опроса показали, что педагоги по-прежнему загружены бумажной работой. Если сравнить показатели: оценку "очень много времени" на бумажную работу поставили 42% опрошенных, в то время эту же оценку за работу с детьми поставили всего 28% респондентов. То есть бумажная работа, в основном подготовка отчетности, отнимает больше времени, чем работа с детьми. Хотя госпрограммы направлены на обратное: максимум времени должно быть отведено на обучение и взаимодействие с детьми, минимум - на бюрократическую составляющую работы", - подчеркивает юрист и эксперт Анна Ивлева.

Авторы опроса узнали и о том, какие аспекты работы меньше всего нравятся учителям. Тут тоже не обнаружилось никаких сюрпризов: 65,2% - назвали составление отчетности нелюбимой рабочей задачей, более половины не любят отвечать на вопросы вышестоящих органов, а треть педагогов не испытывает никакого восторга от любой работы с документами.

Стоит отметить, что с 2022 года строго определен объем бумажной работы, которой необходимо заниматься педагогам. Современный учитель должен самостоятельно разрабатывать рабочие программы предмета, вести журналы успеваемости и внеурочной деятельности, классные руководители также должны составлять план воспитательной работы и при необходимости писать характеристику на обучающегося. Однако, как следует из опроса, все еще некоторым учителям приходится брать на себя дополнительный объем бумажной работы.

Также большинство учителей, принявших участие в опросе, примерно каждый седьмой, жалуются на нехватку времени для подготовки интересных уроков, а каждый второй педагог не находит времени для профессионального саморазвития.

Примерно одинаковое количество учителей, примерно 40%, отметили, что для более эффективного решения рутинных задач им бы улучшить навыки тайм-менеджмента и владения компьютером.