МЦД-3: Кому стоит пересесть на диаметр, какие будут цены и комфорт в поездах

МЦД-3: Кому стоит пересесть на диаметр, какие будут цены и комфорт в поездах

Сергей Михеев/ РГ

МЦД-3: Кому стоит пересесть на диаметр, какие будут цены и комфорт в поездах

17.08.202315:07
Любовь Проценко
МЦД-3, который в четверг, 17 августа, открылся в столице, - это еще один маршрут наземного метро, как называют Московские центральные диаметры. Называют неспроста, так как движение этих электричек такое же надежное и предсказуемое, как и поездов столичной подземки. На МЦД-3 не будет никаких "окон" в расписании, какие бывают у обычных пригородных железнодорожных поездов. Отправляясь в дорогу, пассажирам не надо иметь при себе расписание электричек, как нет смысла и бежать за уходящим поездом: интервал движения у МЦД-3 - 5,5 минуты. Это значит, что если состав только что показал вам хвост - не беда: через пять с половиной минут придет другой. В том, что это вполне реально, москвичи и жители Московской области, которые ездят на МЦД-1 и МЦД-2, знают по личному опыту.

Содержание

  1. Краткая история МЦД-1 и МЦД-2
  2. Какие станции вошли в состав МЦД-3 "Зеленоград-Раменское"
  3. Кому стоит пересесть на третий диаметр
  4. Цены на билеты
  5. Доступность школ, вузов и парков
  6. Комфорт в поездах
  7. Разгрузка транспортных магистралей и жилых районов
  8. Как соединили Ленинградское и Казанское направления железной дороги
  9. Как обустроены вокзалы и станции
  10. Пассажиропоток
  11. На очереди - МЦД-4 и МЦД-5

Краткая история МЦД-1 и МЦД-2

Напомним, два самых первых железнодорожных диаметра: МЦД-1 "Белорусско-Савеловский" Лобня-Одинцово и МЦД-2 "Курско-Рижский" Нахабино-Подольск - запустили в столичном регионе 21 ноября 2019 года. Продолжая обустраивать их, Москва вместе с ОАО РЖД практически сразу же взялась строить и МЦД-3 "Ленинградско-Казанский", который связал столичный Зеленоград и подмосковный город Раменское. Первая станция на этом скоростном диаметре - Ховрино - открылась уже в ноябре 2020 года, что позволило организовать с нее пересадку на Замоскворецкую линию метро.Первые два диаметра улучшили транспортную доступность для 5,6 миллиона жителей Москвы и Подмосковья. Меньше чем за четыре года пассажиры совершили 600 миллионов поездок. До 67 тысяч рублей в год экономит каждый пассажир. С открытием новых станций улучшаются условия для жизни и работы в прилегающих районах: темпы ежегодного ввода новостроек выросли в 2,6 раза.

Какие станции вошли в состав МЦД-3

Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Любовь Проценко

На маршруте МЦД-3 длиной 85 километров готовы 38 станций, еще три откроются позже: Малино, Рижская и Митьково. С сегодняшнего дня открыты:

  • Зеленоград
  • Фирсановская
  • Сходня
  • Подрезково
  • Новоподрезково
  • Молжаниново
  • Химки
  • Левобережная
  • Ховрино
  • Грачевская
  • Моссельмаш
  • Лихоборы
  • Петровско-Разумовская
  • Останкино
  • Электрозаводская
  • Авиамоторная
  • Андроновка
  • Перово
  • Плющево
  • Вешняки
  • Выхино
  • Косино
  • Ухтомская
  • Люберцы
  • Панки
  • Томилино
  • Красково
  • Малаховка
  • Удельная
  • Быково
  • Ильинская
  • Отдых
  • Кратово
  • Есенинская
  • Фабричная
  • Раменское
  • Ипподром

Кому стоит пересесть на третий диаметр

Со станций МЦД-3 сейчас можно совершить 21 пересадку на метро, МЦК и другие диаметры. Жителям Подмосковья не нужно больше ехать до первой станции подземки в черте столицы, они могут продолжать свой путь и доехать до места или сделать пересадку в более удобной точке. Это не только вдвое сократит им время в пути, но еще и обойдется даже дешевле, так как на весь маршрут МЦД распространена московская тарифная система. В соответствии с ней, при поездке с картой "Тройка" в течение 90 минут доступна бесплатная пересадка на метро, МЦК и другие диаметры. Благодаря этому стоимость проезда для всех пассажиров стала дешевле в среднем в 3,5 раза, а для некоторых пассажиров в зоне "Пригород", например, даже в четыре раза: еще вчера они платили 30-180 рублей за поездку по железной дороге и плюс 50 рублей - на метро, а после запуска МЦД будут платить только 65 рублей, включая метро и МЦК. Таким образом, экономия для этих пассажиров, по данным заммэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, составит до 70 тысяч рублей в год.

На МЦД-3 будут ходить в основном комфортные поезда "Иволга-3".
Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости

Но поедут на МЦД-3 не только жители Подмосковья на работу в столицу, а москвичи - на дачу в область. По опыту работы первых диаметров для москвичей стал привычным и маршрут из Москвы в Москву. До запуска МЦД сложно было представить себе горожанина, который, отправляясь в другой район города, садился бы на электричку. Таких случаев по статистике было не более одной тысячи в день, а сейчас 80 тысяч москвичей - то есть в 80 раз больше - используют МЦД именно как наземное метро, когда едут в гости, на работу или погулять.

Главное отличие МЦД-3 от уже существующих диаметров состоит в том, что его расписание - единственного из диаметров - интегрировано с движением скоростных поездов. "Сапсаны" в Санкт-Петербург будут ходить по специально построенному на этом участке для них четвертому главному пути. Его появление позволило железнодорожникам также сохранить для жителей Зеленограда экспрессы, которые доходят до Москвы значительно быстрее.

Цены на билеты

Стоимость проезда на МЦД-3 зависит от тарифной зоны, их три:

  1. "Центральная" - от станции Ховрино до станции Ухтомская. В эту зону входят также Ленинградский и Казанский вокзалы. Разовая поездка здесь по билету "Кошелек" карты "Тройка" стоит 50 рублей.
  2. "Пригород" - от станции Зеленоград до станции Левобережной и от Ипподрома до Люберец - 65 рублей.
  3. "Дальняя" - от станции Клин до станции Алабушево и от платформы 88 км до Совхоза- 65 рублей. Плюс 30 рублей за каждую зону за пределами "Пригорода".
Билетные терминалы для оплаты проезда по МЦД
Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости

Доступность школ, вузов и парков

Новый диаметр улучшил доступность 41 школы Москвы, 30 институтов, 18 парков, 13 музеев, среди которых музей-усадьба Останкино, а также таких популярных объектов, как Останкинская башня и парк Сокольники.

Новые и комфортные поезда

Весь подвижной состав МЦД-3 - новый, в возрасте от шести месяцев до одного года. В основном это комфортные поезда "Иволга-3" производства Тверского машиностроительного завода. Они с мягкими сиденьями, оснащены зарядными устройствами для телефонов и других гаджетов, там оборудованы места для велосипедов и самокатов. В этих вагонах имеется бесплатный Wi-Fi, а также умное освещение: утром свет яркий, вечером - более спокойный.

Средний возраст всего подвижного состава Московских диаметров - 6,5 года. В течение будущего года по указанию мэра Москвы Сергея Собянина он будет в массовом порядке за счет обновления снижен до 1,5-2-летнего возраста, чтобы потом мог служить десятилетиями.

Салон вагона поезда МЦД-3.
Фото: Сергей Михеев/ РГ

Разгрузка транспортных магистралей и жилых районов

По прогнозу экспертов, с запуском МЦД-3 метро разгрузится до 15 процентов. Станет свободнее на Люблинско-Дмитровской, Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линиях подземки. Жители столицы, проживающие в зоне их влияния, пересядут на наземное метро - это можно прогнозировать по опыту первых диаметров.

Менее загруженными станут также Новорязанское, Ленинградское, Новоегорьевское, Косинское и Егорьевское шоссе и Октябрьский проспект - с них уйдет 6,9 тысячи машин. Их водители и пассажиры пересядут на МЦД-3: ехать в удобном поезде гораздо приятнее, чем стоять в пробках, да еще в Москве платить по 450 рублей в час за парковку. Это произойдет, по прогнозу дептранса Москвы, в течение четырех-пяти месяцев.

Транспортная ситуация улучшится для трех миллионов человек в 24 районах Москвы: Зеленограде, Старом Крюкове, Силино, Молжаниновском, Ховрино, Головинском, Западном Дегунино, Тимирязевском, Марфино, Бутырском, Останкинском, Алексеевском, Басманном, Мещанском, Сокольниках, Красносельском, Соколиной Горе, Лефортово, Перово, Нижегородском, Рязанском проспекте, Выхино-Жулебино, Вешняках и Косино-Ухтомском.

Одна из станций  МЦД-3
Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости

Как соединили Ленинградское и Казанское направления железной дороги

За четыре года был выполнен огромный объем работ. Самый важный участок - Митьковская соединительная ветвь, без которой было бы невозможно связать воедино эти два пути. Ранее там была уже железная дорога, но очень маленькой пропускной способности, к тому же был электрифицирован только один путь.

Был также перестроен Митьковский тоннель, большинство путей непассажирской станции Москва II - Митьково ликвидированы.

Как обустроены вокзалы и станции

Все станции приведены в более приличное состояние: на них построены новые билетные кассы, там, где возможно, построены навесы и новые настилы, удобные спуски для мам с колясками и маломобильных пассажиров.

Городских вокзалов, построенных по московским стандартам - с эскалаторами, лифтами, туалетами, пока два: на станциях Крюково и Ховрино. Еще три строятся, а в течение ближайших лет они появятся на 21 из 38 станций.

Для того, чтобы улучшить доступность станций МЦД-3 для пассажиров, 40 остановочных пунктов наземного городского транспорта подвинули ближе к диаметру, создали более 150 пешеходных переходов для тех, кто живет от него в пешей доступности. Интеграция диаметра с другими видами городского транспорта продолжится в течение еще трех-четырех лет.

Реконструированный трехуровневый вокзал в Зеленограде на станции Крюково уже завтра, с 18 августа, сможет принимать даже "Сапсаны", следующие по маршруту "Москва - Санкт- Петербург".

Расписание поездов размещается на станции МЦД-3
Фото: Сергей Пятаков/ РИА Новости

Какой ожидается пассажиропоток

До пуска МЦД-3 на двух радиусах железной дороги - Ленинградском и Казанском - было 900 тысяч мест для пассажиров, с запуском диаметра их количество увеличилось до 1 миллиона 900 тысяч. То есть существует солидный запас провозной способности.

Пассажиропоток на данном направлении в ближайшее время увеличится на 30 процентов. По оценке экспертов, пользоваться МЦД-3 будут 47 миллионов пассажиров в год.

Платформа одной из станций  МЦД-3
Фото: Сергей Михеев/ РГ

Дальше по плану - МЦД-4 и МЦД-5

Теперь на очереди - пуск МЦД-4 "Калужско-Нижегородского" Апрелевка - Железнодорожный, который обещают открыть уже в сентябре этого года, а затем будет запущен и МЦД-5 "Ярославско-Павелецкий" Домодедово - Пушкино. Для того, чтобы начать его эксплуатацию через два-три года, власти планируют прорыть под центром столицы тоннель длиной 20 километров.

Кстати

Всем москвичам и гостям столицы есть смысл побывать на выставке в Центральном выставочном зале "Станция Манеж". Здесь много всего интересного и для взрослых, и для детей - тех, кто уже ездит на диаметрах каждый день и кто вообще впервые услышал эту аббревиатуру.

Можно, например, посмотреть, как на виртуальные платформы прибывают миниатюры поездов, и даже проехать по выставке на одном из пяти вагонов, стилизованных под настоящие поезда метро и МЦД. Увидеть у входа в Манеж составы "Иволга-3". На самой большой голограмме России высотой 37 метров и диодном экране можно рассмотреть, как вписываются все пять диаметров в транспортную карту столицы. С помощью симулятора дети могут сами поуправлять поездами подземки, а в игровой зоне для всей семьи найдется занятие каждому. Где перекусить - не надо думать: целый фудкорт предложит посетителям закуски, напитки, мороженое и другие вкусности.

На "Станции Манеж" можно даже найти работу - самую настоящую - в транспортном комплексе столицы, тут же встретиться с работодателями и стать частью команды, которая создает самый современный в мире транспортный каркас мегаполиса. Словом, как говорят в департаменте транспорта Москвы, приходите - и вы не пожалеете. Откроется выставка для посетителей 18 августа и будет работать до 10 сентября.

Станция "Манеж" для посетителей откроется 19 августа.