Следуя постулату, что креативные индустрии считаются одним из самых перспективных направлений в экономике, власти Хабаровского края сделали ставку на них, причем в разных сферах. Это IT, дизайн-инжиниринг, инженерное проектирование зданий и сооружений, а также анимационные фильмы. Пока по-настоящему "выстрелили" последние.
- В самом начале - в 2018 году - это был инвестиционный проект с большими рисками. Три с половиной года мы были частью крупного предприятия. С февраля 2022-го стали отдельной структурой, сами на себя работаем и живем за счет средств, вырученных от лицензионных программ, а также выигранных грантов. Крутимся, - рассказывает продюсер студии "Мечталет" Илья Кузнецов.
По его словам, студия трижды получала федеральную поддержку. Дважды грантовые средства на конкретные проекты выделял Президентский фонд культурных инициатив. В 2022 году минкульт РФ дал безвозвратную субсидию на производство девяти из 26 серий второго сезона мультсериала "Спина к спине". То есть практически каждой третьей.
- Для нас это был сигнал и своего рода признание: мы снимаем именно то, что нужно показывать детям, и нас поддерживают. Модель взаимодействия государства и производителей контента поменялась. Проводятся конкурсы, и тем, кто приносит хорошие идеи, выделяют средства и при этом не отнимают права на продукт, - подчеркивает продюсер.
В прошлом году студия выиграла грант в семь миллионов рублей на производство тизера (короткого презентационного ролика) ленты о адмирале Невельском, который вошел в историю своими деяниями на Дальнем Востоке. Благодаря этому пришла в действие производственная машина для съемок полного метра. Затем был получен грант на создание арт-бука "Невельской: рост личности" - визуализации большого проекта. Для книги требовалось создать и нарисовать концепты всех персонажей мультфильма и их окружение. Эксперты отметили, что идея фильма очень хороша. Был написан сценарий, с которым "Мечталет" заявился на конкурс Фонда кино.
- Если мы выиграем, в чем я уверен, то денег - а речь идет о 190 миллионах рублей - должно хватить на производство фильма. На продвижение и прокат нужны дополнительные средства. Впрочем, все будет зависеть от качества материала, возможно, прокатчик возьмет расходы на себя, - рассуждает Илья Кузнецов и замечает, что работа над полным метром займет не меньше двух лет.
Осенью будут готовы 52 серии двух сезонов мультсериала "Спиной к спине". Цифра что надо, поскольку телеканалы хотят именно такой объем материала, чтобы показывать его в течение года по одной серии в неделю. И удерживать зрителя.
- Первое, что спрашивают прокатчики: "Какая у вас библиотека?". Когда слышат, что есть 52 серии, то у сериала появляются все шансы на показы, - говорит продюсер "Мечталета".
Приключения веселых рюкзачков уже увидели маленькие телезрители четырех стран - кроме России это Беларусь, Казахстан и Китай. Недавно начались трансляции в Таиланде. Первый сезон сериала крутят детские телеканалы и онлайн-кинотеатры, представлен он и на стриминговых платформах. На YouTube-канале мультика уже более 33,8 миллиона просмотров.
Ведутся переговоры с турецкими дистрибьюторами, подписан контракт с компанией NBC на трансляцию сериала в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
- Сегодня сериал переведен на четыре языка. Надеемся, что к концу этого года "Спина к спине" будет продублирован на десяти, - отмечает Илья Кузнецов.
Помощь в переводах мультфильма и продвижении его за рубеж оказывает краевой центр поддержки экспорта в рамках нацпроекта "Международная кооперация и экспорт".
- С "Мечталетом" мы начали взаимодействовать в 2020 году, когда шла работа над первым сезоном. В 2021-м специалисты студии прошли обучение на семинарах, посвященных внешнеторговой деятельности. Мы обеспечили перевод презентационных материалов, поиск партнеров за рубежом и подготовку внешнеторгового контракта. В итоге был подписан договор на трансляцию первого сезона мультсериала в КНР, - говорит директор АНО "Центр поддержки экспорта Хабаровского края" Михаил Сергиенко.
В ноябре студию анимации из Хабаровска представят в Дубае на международной выставке. Дизайн-проект выставочного стенда, расходы на аренду площадей, а также подготовку сувенирной продукции студии взял на себя центр.
Хабаровские мультипликаторы говорят, что у них нет конкурентов в ДФО. Между тем во Владивостоке маленькая студия "Про.свет" весной этого года выпустила анимационный мини-сериал "Песнь Севера", посвященный культуре коренных народов Дальнего Востока.
Всего вышло пять 10-минутных эпизодов, которые можно найти в интернете. Маленькие брат и сестра путешествуют во времени с помощью оберега-солнышка и оказываются в гостях у ненцев, нанайцев, нивхов и эвенов. Приморским этот сериал является только концептуально - во Владивостоке придумали идею и написали сценарий и записали озвучку героев. Рисовали мультик художники из других городов, которые работают на аутсорсинге. Впрочем, та же история и в Хабаровске, где сериал о рюкзачках создает команда из 200 человек и только десять процентов из них хабаровчане.
"Песнь Севера" создавался на грант Президентского фонда культурных инициатив. Три миллиона рублей - хорошее подспорье, но их не хватит на производство полнометражного фильма, поскольку одна серия стоит примерно миллион.
- Была идея создать мультипликационную студию здесь во Владивостоке для детей, и частично мы ее реализовали. У нас есть стационарная студия для записи голосов, где мы проводим прослушивания, куда приглашаем актеров озвучки. Но рисуются и анимируются серии не здесь - для этого требуются профессионалы высокого уровня, - рассказала режиссер и сценарист Екатерина Арефьева.
У каждой серии есть субтитры на языке народа, о котором снят сюжет. В компании, которой принадлежат права на "Песнь Севера", говорят, что есть планы продолжить выпуск сказочной анимации.
- Мы очень надеемся, что креативная индустрия заработает по-настоящему, когда начнет подключаться бизнес. Что такое креативные индустрии? Это творчество плюс бизнес, монетизация творчества. Когда сделанное творцами начинает интегрироваться в бизнес. И чем больше будет коллабораций, тем быстрее будут развиваться креативные индустрии, - уверен Илья Кузнецов.
По его словам, Дальний Восток находится в самом начале пути. Если на западе страны подобных коллабораций и контрактов уже много и это для всех понятная модель взаимодействия, то здесь все не так. Производители начинают обращать внимание на творческую составляющую, но у них пока стадия отрицания. До стадии принятия еще нужно дойти.
Но, с другой стороны, может быть, мультяшным рюкзачкам нужно стать по-настоящему популярными? На днях из Китая в Хабаровск прибыла первая партия детских рюкзачков - в точности таких же, как в "Спина к спине", тестовые образцы. Студия зарегистрировала товарные знаки в России и в Китае - бренд и визуал.
- Рынок для мерчендайзинга огромный, а маркетплейс - самый удобный вариант распространения товаров со склада в Хабаровске. У бренда должна быть перспектива монетизации, иначе лучше в этот проект не заходить, - говорит продюсер. - Мы стартуем с лицензионной программой здесь в регионе, пробуем работать с местными производителями, предлагаем использовать наш бренд в разных группах товаров. Движемся маленькими шажочками, потому что бизнес у нас еще не сталкивался с лицензионными договорами, роялти - это для них абсолютно новые вещи, непонятные.