Байден сказал, что три страны создадут горячую линию связи для обсуждения ответов на угрозы, сообщает Associated Press. Он объявил о соглашениях, в том числе о том, что лидеры назвали "Кэмп-Дэвидскими принципами", в конце своих переговоров с президентом Южной Кореи Юн Сук Ёлем и премьер-министром Японии Фумио Кисида.
"Наши страны сильнее, и мир будет безопаснее, если мы будем вместе. И я знаю, что это убеждение разделяют все трое", - сказал Байден. Он утверждал, как и официальные лица США, Южной Кореи и Японии, что саммит "был посвящен не Китаю", а оказался сосредоточен на более широких вопросах безопасности. Тем не менее, лидеры в совместном итоговом заявлении заявили, что "решительно выступают против любых односторонних попыток изменить статус-кво в водах Индо-Тихоокеанского региона". Юн также отметил угрозу, исходящую от Северной Кореи, заявив, что три лидера договорились улучшить "совместные возможности реагирования на ядерные и ракетные угрозы Северной Кореи, которые стали более изощренными, чем когда-либо".
США, Япония и Южная Корея согласились на новую "обязанность консультироваться" в отношении безопасности, обязывающую их разговаривать друг с другом в случае кризиса безопасности или угрозы в Тихом океане. По словам высокопоставленного представителя администрации Байдена, это обещание призвано показать, что три страны имеют "фундаментально взаимосвязанную среду безопасности", а угроза одному является "угрозой для всех". В соответствии с этим обязательством три страны соглашаются консультироваться, обмениваться информацией и согласовывать свои сообщения друг с другом перед лицом угрозы или кризиса, сказал собеседник агентства.
Между тем, отметили источники, встреча может иметь далеко идущие резонансные последствия. Для Байдена она заключалась в том, чтобы подтолкнуть двух ближайших азиатских союзников США - Южную Корею и Японию к дальнейшему укреплению безопасности и экономического сотрудничества друг с другом. Исторических соперников разделили разные взгляды на историю Второй мировой войны и колониальное правление Японии на Корейском полуострове с 1910 по 1945 год. С другой стороны, многие в Японии опасаются, что укрепление сотрудничества в области безопасности приведет страну к экономической холодной войне с Китаем, ее крупнейшим торговым партнером. Предшественник Байдена, и его потенциальный преемник, республиканец Дональд Трамп нервировал Южную Корею во время своего пребывания в Белом доме разговорами о сокращении военного присутствия США на Корейском полуострове. "Если ультралевый президент Южной Кореи и ультраправый японский лидер придут к власти в своих странах, или даже если Трамп или кто-то вроде него победит в США, то любой из них может сорвать всю значимую, тяжелую работу, над которой Байден, Юн и Кишида трудятся прямо сейчас", - сказал Дуйон Ким, старший научный сотрудник программы безопасности Индо-Тихоокеанского региона Центра новой американской безопасности.
Усилия по поддержанию трехсторонних отношений не обойдутся без реакции со стороны КНР и КНДР. Пекин рассматривает усиление этого трехстороннего сотрудничества как первые шаги формирующегося против него тихоокеанского варианта НАТО, трансатлантического военного альянса. Кроме того, официальные лица США и двух азиатских страны ожидают, что Пхеньян неизбежно жестко отреагирует на встречу, возможно, с новыми испытаниями баллистических ракет и резкой риторикой.