Между Татарстаном и Ульяновском возродили речной маршрут

В минувшие выходные состоялся первый за 19 лет рейс по Волге судна на подводных крыльях из Казани в Ульяновск. "Метеор-2020", названный в честь татарского поэта-героя "Муса Джалиль", преодолел 220 километров, разделяющих два города, за четыре часа.
"Метеор-2020" преодолел 220 километров, разделяющих два города, за четыре часа.
"Метеор-2020" преодолел 220 километров, разделяющих два города, за четыре часа. / Олег Платонов

Новое судно, построенное на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького, спустили на воду этим летом. И в порту оно не застоялось. От прежнего советского "Метеора", не соответствующего современным нормам безопасности и комфорта, эта модель существенно отличается. Судно вмещает от 120 до 140 пассажиров, развивает скорость до 65 километров в час. В салоне чувствуешь себя так же комфортно, словно в самолете. Даже багажные полки закрываются, как в большом авиалайнере. Немного жарковато, кондиционеры не справляются с нагрузкой. Но зато есть буфет и телевизор.

Пока "Муса Джалиль" будет возить туристические группы в Ульяновск и обратно по выходным. А в следующем году полностью встанет на маршрут.

- Имея такой транспорт, мы должны больше общаться, - сказал глава Татарстана Рустам Минниханов. - Интерес жителей Ульяновска к Казани есть, так же как и у нас. Ульяновск очень близок и по духу, и по интересам. Поэтому будем субсидировать данное направление.

Договорились, что субсидии регионы поделят пополам. Окончательная стоимость билетов не определена. Первые продавались по 1100 рублей в одну сторону, что дороже, чем если ехать на автобусе или электричке. Но намного комфортнее.

Своих быстроходных судов в Ульяновске нет. Раньше было четыре "Метеора" и одна "Комета", но они давно не эксплуатировались, поэтому их отдали под детские аттракционы.

Зато в Татарстане всерьез задумались о возрождении речного флота. Сегодня речниками перевозится около 350 тысяч пассажиров в год. В ближайшие два года их количество хотят увеличить до 500 тысяч. Такие задачи ставит для себя новая судоходная компания АО "Флот РТ". Руководить ее назначили не кого-нибудь, а самого Романа Лизалина, который, будучи капитаном судна "Арабелла", 10 июля 2011 года спас с тонувшего теплохода "Булгария" 79 человек, за что был награжден орденом Мужества.

- Мы будем заниматься как внутренними скоростными перевозками внутри республики, так и между областями, - рассказал он. - На данный момент у нас на балансе два новых судна на подводных крыльях, в следующем году мы получим еще два аналогичных. Уже сейчас прорабатываем расписание на Самару и Пермь.

В планах Романа Лизалина поставить на воду имеющееся старое круизное судно "Павел Миронов", а также отреставрировать речную инфраструктуру - старые дебаркадеры, куда причаливали суда. Из них сделают не просто залы ожидания, а общественные пространства с различными лекциями.

В Татарстане всерьез задумались о возрождении речного флота. Сегодня речниками перевозится около 350 тысяч пассажиров в год. В ближайшие два года их количество хотят увеличить до 500 тысяч

- У меня была мечта сделать Казанку вновь судоходной, - говорит Роман Лизалин. - Суда там ходили в 1970-е годы. Общими усилиями смогли приобрести прогулочные кораблики. И теперь тысячи туристов любуются Казанским кремлем прямо с воды.

Сегодня из Татарстана на быстроходном судне можно уйти также в Чебоксары. Эта инициатива уже чувашской стороны, и перевозки осуществляются на нижегородском судне "Валдай" вместимостью 45 человек.

Тем временем

Теплоход, на котором через Каму много лет переправлялись жители Добрянки и правобережных сел, перестанет курсировать из-за невиданного в этих местах обмеления реки. Местные власти, в чьем ведении находится переправа, сообщили об этом в своем паблике и выразили сожаление. Но никакой замены парому они не предложили.

Сейчас, чтобы попасть в правобережные села и садовые кооперативы, придется ездить в объезд через Пермь. Это примерно 120 километров в один конец. Таким образом, вместо двадцати минут на пароме надо будет потратить как минимум пару часов на автомобиле. К тому же не у всех жителей сел и садоводов есть машины. А автобусы в эти населенные пункты не ходят. "Из Перми до Сенькино не добраться. Администрации Добрянки на нас плевать. Я им пишу про отсутствие автобуса, в ответ они высылают расписание парома!" - пишут люди в соцсетях в ответ на сообщение администрации.

К тому же выяснилось, что администрация Добрянки не может наладить автобусное сообщение еще с одним населенным пунктом на правом берегу Камы. Это село Усть-Гаревая. Чиновники выражают его жителям сожаление из-за этой проблемы и заверяют, что хотят ее устранить. А пока что правобережная часть Добрянского городского округа осталась практически без всякого транспортного сообщения. Как сотням жителей деревень и сотням садоводов добираться до райцентра или своих участков, совершенно непонятно. А местная власть без устали выражает свои сожаления, но практических мер от них не видно.

Подготовил Константин Бахарев