"В последнее время потенциальный рост цен и девальвация рубля - если не главные, то очень популярные темы экономических обсуждений. Причем в теме разбираются немногие, зато много домыслов и попыток покачать тему для хайпа и роста популярности. Не сомневаюсь, что полно людей, которые накачивают страхи, чтобы на них заработать. Потому что спекулянты получают доход, когда рынок нестабильный, его штормит вверх-вниз, и на горках можно покататься с большой выгодой", - подчеркивает декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев.
Он напоминает, что недавно Росстат отчитался о росте ВВП во втором квартале на 4,9% в годовом выражении. Однако, по его словам, надо учитывать, что год назад, во втором квартале 2022 года, ВВП упал на 4,5%, так что накопленный рост ВВП по сравнению с показателями двухлетней давности - лишь 0,4%.
"Прошлогодние потери мы перекрыли и дальше вышли в некоторый плюс. Можно ожидать, что показатели третьего и четвертого кварталов будут еще лучше, так что в итоге мы выйдем на планируемые показатели развития экономики в 1,5-2%. Является ли довольно быстрый экономический рост, правда, против провала прошлого года, но все же рост - проинфляционным фактором? Да, конечно, является. Несколько триллионов дополнительных бюджетных рублей, вливаемых в экономику, безусловно, должны способствовать росту цен. По крайней мере, в теории это правильно", - рассуждает эксперт.
А что же на практике? По данным Росстата, в июне оборот розничной торговли вырос на 10% против прошлого года. Однако в прошлом году торговля упала на 9,4%, так что за два года ее объем вырос всего лишь на 0,3-0,5%.
Аналогичная картина - в части реальных зарплат и доходов населения. Тут рост против прошлого года составил, соответственно, 5% и 13%, однако с учетом прошлогодних провалов накопительно за два года рост гораздо меньше - 1,6% и 3,6%, соответственно. "Исследования, проводимые Финансовым университетом при правительстве РФ, показывают, что да, действительно, против прошлого года народ вернулся к более активному потреблению товаров и услуг. Однако если сравнивать с позапрошлым годом, потребительская активность держится в рамках разумного. По некоторым позициям мы видим снижение спроса: на домашнюю электронику, например, спрос намного ниже, чем в прошлом и в позапрошлом году", - объясняет Селезнев.
Другое обстоятельство, которое сдерживает рост потребительских цен, это низкая инфляция на рынке промтоваров. В июне она оказалась нулевой, то есть промышленные цены сегодня те же самые, что и год назад. Издержки производителей - это один из основных драйверов роста розничных цен. Как только они начинают расти, продавцы повышают розничные цены. И наоборот: при стабильности издержек розничные цены ведут себя намного спокойнее. Так что и здесь серьезных угроз ценовой стабильности пока не видно. "Несмотря на нынешние волнения, мне кажется вполне убедительным прогноз Банка России, по которому инфляция по итогам года не превысит 5-6,5%", - считает Селезнев. Серьезного всплеска цен он не ожидает. Однако дополнительные 1-2 процентных пункта инфляции могут снизить рост реальных доходов населения, что нежелательно. Впрочем, по его словам, цены на российский экспорт начали расти, что с определенным лагом по времени может переломить динамику валютных курсов. "Наши расчеты показывают, что к концу года вполне можно ожидать укрепления рубля и его закрепления в коридоре 85-95 руб. за доллар, который с большой долей вероятности устроит всех - и импортеров, и население, и внутренних производителей, и бюджет. Да, роста ВВП в 2% не будет, однако и 1,5% тоже неплохо", - добавляет экономист. "К концу текущего года инфляция будет находиться в диапазоне 8-9%. Динамика курсов иностранных валют по отношению к рублю будет в высокой степени определять инфляцию "на полке" по основным категориям импортируемых товаров", - уверен аналитик долгового рынка "РСХБ Управление Активами" Павел Паевский.
Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Олег Чередниченко подчеркивает, что с учетом реализуемой со стороны правительства и Банка России политики, уровень инфляции к концу 2023 года может достигнуть 6,5-7%. "Такая оценка дана исходя из того, что в среднем за последние три месяца текущий рост цен с поправкой на сезонность составил 7,6% в годовом исчислении. Очевидно, что недавнее повышение ключевой ставки до 12% не изменит ситуацию одномоментно, необходимо брать в расчет "инерционность" реакции рынка", - отмечает эксперт. В случае отсутствия шоков в ближайшие месяцы (речь, прежде всего, идет об их геополитической составляющей) можно предположить, что в 2024 году инфляционное давление снизится до уровня целевого значения в 4%. Как добавляет Павел Селезнев, нельзя забывать, что в стране в последние 1,5 года проводилась финансовая политика, прямо противоположная либеральным рецептам МВФ. Быстрое наращивание бюджетных расходов, импортозамещение, борьба за технологический суверенитет, инвестиции в развитие реального сектора - и все это без привлечения внешних инвесторов. И без высокой инфляции, потому что инвестиции в развитие с очевидным эффектом, а также понятным заказчиком в виде государства - такие расходы инфляции не вызывают. "Интересны проекты по созданию альтернативной глобальный валюты, привязанной к золоту, нефти и прочим ценным ресурсам. Россия вполне бы могла стать одним из ключевых партнеров, обеспечивающих стабильность денег", - добавляет Селезнев.
В соответствии с предварительными подсчетами, в первом полугодии уровень инфляции в Евросоюзе составляет около 5,5 процента в годовом исчислении. Самая низкая инфляция отмечена в Люксембурге - 1,0 процента, в Бельгии и Испании - 1,6 процента. А лидерами по этим показателям стали Венгрия - 19,9 процента, Словакия - 11,3 процента и Чехия - 11,2 процента. При этом цены на продукты питания, алкоголь и табачную продукцию выросли в среднем по ЕС на 11,6 процента.
Три главных локомотива европейской экономики - Германия, Франция и Италия - демонстрируют схожие показатели по уровню инфляции. К июлю потребительские цены в Германии увеличились на 6,5 процента, во Франции - на 5,3 процента, в Италии - на 6 процентов. Стоимость продуктов питания в Германии и Италии увеличилась на 11 процентов, а во Франции - на 13,7 процента. Больше всего цены росли на мясо, молоко, злаковые, сыр, яйца и растительное масло. Энергоносители в трех странах подорожали на 7 процентов. Одежда и обувь подорожали на 3,4 процента.
По оценкам аналитиков, к концу года уровень инфляции в ЕС сохранится в районе 6 процентов. Это произойдет в том числе за счет действий Европейского центрального банка (ЕЦБ), уже неоднократно повышавшего ставку рефинансирования. Эксперты Европейского центрального банка (ЕЦБ) отмечают, что "некоторые показатели инфляции демонстрируют признаки ослабления", однако признают необходимость дополнительных усилий, чтобы вернуть инфляцию к "целевому уровню" в 2 процента.
Рекордная инфляция наблюдается в Турции. По итогам июля цены выросли на 47,83 процента в годовом выражении, а к концу года инфляция может составить 58 процентов. Больше всего цены растут в сфере туризма и отдыха - стоимость услуг отелей и ресторанов выросла на 82,62 процента. И это невиданное подорожание. Продовольственные товары подорожали на 60,72 процента, а услуги здравоохранения - на 75,95 процента.
Подготовил Иван Сысоев