Поделиться

Как много в этом лифте

Новые технологии в строительстве - не дань моде, а требование времени
Строительная отрасль консервативна. Говорят, строители противятся новому, потому что не хотят рисковать, беспокоятся о безопасности. Но есть и другое мнение: подобный консерватизм - лишь ширма для тех, кто не хочет развиваться, кому неинтересно прилагать усилия, чтобы привести своего покупателя к новому качеству недвижимости и добиться повышения экономической эффективности проектов.

Президент ГК SKY Group Владимир Литвинов знает по собственному опыту: в мире достаточно отработанных передовых технологий и решений, которые еще не освоены в нашей стране, и их внедрением у нас можно заниматься абсолютно спокойно. Рисков нет, а вот экономическая выгода и улучшение потребительских свойств строительной продукции (жилья, соцобъектов и прочего) налицо.

Владимир Германович, о каких передовых технологиях идет речь?

Владимир Литвинов: Их много, как и направлений нашей деятельности. Предлагаю для примера рассмотреть новинки в сфере лифтового хозяйства. Тут поле непаханое для работы. Судите сами: сегодня в мире производят в среднем миллион - миллион сто тысяч лифтов в год, из них семьсот тысяч в Китае.

А в России?

Владимир Литвинов: Современные технологии в лифтостроении — это комфорт и миллионы рублей экономии. Фото: ГК SKY Group

Владимир Литвинов: Лишь шесть тысяч. При наших-то масштабах и потребностях в новом жилье, объектах соцкультбыта и прочем. Хуже того: у нас до сих пор продолжают производить устаревшие подъемники с машинным отделением, энергозатратным двигателем и громоздкой системой управления. Только комплектующие и монтаж одного такого лифта обходятся в 1,2 миллиона рублей. Мы же предлагаем лифт с компактной силовой установкой, не требующей техпомещения, который стоит наполовину меньше - шестьсот тысяч. Арифметика показательная. Например, если застройщик вводит в год многоквартирных домов на сорок подъездов, то на поставке и монтаже лифтов чистая экономия - 24 миллиона. Плюс добавьте к этому низкие энергозатраты современного лифта.

Насколько они ниже?

Владимир Литвинов: Четырехкратно. При схожей грузоподъемности наш лифт имеет потребляемую мощность четыре киловатт-часа, а устаревший - шестнадцать киловатт-часов. И в текущем обслуживании наши лифты экономичнее.

Итак, базовые статьи экономии - пониженная себестоимость поставки и монтажа, плюс небольшое энергопотребление…

Владимир Литвинов: Это еще не все. Вот пример: в многоэтажном доме запроектировано пять рядом расположенных лифтов. Проектировщики, рассчитывая трафик, исходят из количества проживающих (работающих) в здании людей и скорости движения кабин. При этом основываются на старом стандарте скорости - метр в секунду. А мы на практике можем доказать, что в таком доме не нужно пять лифтов. Хватит трех. Но нужно использовать скоростные лифты и оснастить их блоком парного управления, чтобы сразу две кабины по вызову на один этаж не приходило. Итог: еще миллионы рублей экономии плюс высвобождение площадей для продажи, которые тоже стоят немало.

Можно, конечно, наперекор все этим фактам упрямо продолжать комплектовать новые дома древними лифтами. Но кто за это в итоге заплатит? Покупатели, заказчики. Поймите правильно: мы ничего не навязываем, на рынке достаточно предложений. Тут главное, чтобы оборудование было современным, ведь выгода от его применения очевидна.

Это касается не только частного, но и бюджетного строительства. Например, в Новосибирской области сейчас строится 38 бюджетных объектов, в которых предусмотрены лифты. Только за счет установки современных лифтов на них можно сэкономить 56 миллионов государственных рублей.

Среди ваших коллег есть те, кто разделяет ваши убеждения?

Владимир Литвинов: Перспективно мыслящие застройщики, с которыми мы нашли общий язык, начали устанавливать на своих объектах лифты без машинного отделения с более высокой скоростью - до 1,6 метра в секунду. Покупатели уже оценили новый уровень комфорта таких лифтов. В них предусмотрены 52 сервисные функции (в старых комплектациях обычно две-три). В кабинах звучит музыка, есть вай-фай, зеркала в рост человека, табло, на котором номер этажа высвечивается крупными цифрами. Плавность хода такая, что пассажир не замечает движения кабины. Дополнительную защиту обеспечивает источник бесперебойного питания: если неожиданно отключится электричество, то лифт не прервет движение, в нем не погаснет свет, он опустится на первый этаж и откроет двери.

А еще с тех пор, как началась пандемия коронавируса, мы устанавливаем в каждой кабине систему инновационной обеззараживающей очистки воздуха.

Да, много полезных опций. Но, складываясь вместе, они все-таки повышают стоимость жилья.

Владимир Литвинов: Во-первых, мы уже говорили выше о резервах экономии, которые открывают современные технологии в лифтостроении. А во-вторых, даже в случае повышения человек предметно видит, за что платит - за комфорт, за лучшее качество жизни. Я настаиваю на том, чтобы в строительной сфере присутствовал термин "справедливая цена". Не надо вводить в заблуждение потребителя, создавая иллюзию, будто он может получить жилье высшего класса за копейки. Качество и комфорт стоят денег. Тут главное, повторюсь: чтобы человек, покупая квартиру, понимал, за что именно он отдает свои средства.

С этим перекликаются и старые "болячки" госзакупок. Торги выигрывает тот, кто предлагает самую низкую цену контракта. Но дешевое не бывает качественным и долговечным. Может, следует при торгах ставить главным требованием общую оптимизацию затрат? Да, разовые затраты выйдут дороже, зато при эксплуатации заказчик будет расходовать меньше денег.

Говоря о лифтах, нельзя не коснуться проблем их эксплуатации.

Владимир Литвинов: Больная тема. В Новосибирске действует реальных 33 фирмы, эксплуатирующих лифты. Право на эксплуатацию приобретается на торгах, которые, как правило, стартуют с полутора тысяч рублей за обслуживание одного лифта в месяц, а потом цена падает до 1300-1100 рублей. Монтажник за такие деньги в лучшем случае распишется в журнале, будто сделал проверку, а на самом деле в шахту даже не зайдет. Экономически обоснованная цена обслуживания - 4 500 руб-лей в месяц. А при цене в 1 100, если не предпринять срочных административных мер, нам грозит массовый развал лифтового хозяйства. Считаю, Ростехнадзор должен провести тотальную проверку. Разве способна эксплуатировать лифты фирма, где в штате всего один человек?

Многие предприниматели сетуют на санкционное давление, которое отражается на качестве работ и ценах.

Владимир Литвинов: Да, мировые бренды ушли. Но давайте смотреть правде в глаза: то, что привыкли поставлять на российский рынок зарубежные фирмы, зачастую было самой дешевой продукцией, предназначенной для третьего мира. За рубежом передовые технологии появляются и внедряются быстрее, чем в России. Я постоянно посещаю международные выставки - интересуюсь новинками, учусь, стараюсь перенять. Уверяю вас, и сегодня любую передовую технологию можно привнести сюда, невзирая на санкции - было бы желание. А результатом станет оптимизация материально-технических и финансовых затрат, а также улучшение качества жизни наших граждан. Причем как на стадии строительства, так и при эксплуатации.