На что способны интеллектуальные транспортные системы

В любом крупном городе проблема организации дорожного движения - одна из ключевых. Пробки стали повседневной обыденностью. Помочь в решении задачи разгрузки городских улиц от транспорта призваны автоматические системы управления дорожным движением (АСУДД).

- АСУДД - это инструмент для централизованного диспетчерского управления светофорными объектами, а также один из компонентов интеллектуальной транспортной системы, - поясняет директор по цифровым регионам Сибири ПАО "Ростелеком" Никита Жильцов. - Система обеспечивает возможность управления светофорами и на основании данных, поступающих с устанавливаемого оборудования, осуществлять контроль количества транспортных средств, плотности и интенсивности потока, скорости, а также настраивать работу светофорных объектов с учетом обстановки на дорогах.

Дополнительным элементом являются информационные табло, с помощью которых пассажиры общественного транспорта могут узнавать о времени прибытия нужного им автобуса или троллейбуса.

В соответствии с федеральным проектом "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" нацпроекта "Безопасные качественные дороги" интеллектуальные транспортные системы (ИТС) внедряют в городских агломерациях с населением свыше 300 тысяч человек.

- Задача решается, но из-за инфраструктурных ограничений внедрение этих систем не всегда позволяет добиться кардинального изменения ситуации, - отмечает Никита Жильцов. - Например, в некоторых муниципалитетах основной трафик осуществляется по двум параллельным улицам, и перераспределить его крайне затруднительно. Поэтому там применяют механизмы управления транспортными потоками на въездах в город.

Но работа над внедрением ИТС постоянно ведется. У "Ростелекома" есть центр компетенций, который сосредоточен на подготовке дорожно-транспортных моделей и систем управления дорожным движением на основе их прогнозов. Есть дочерняя компания, производящая необходимое оборудование - в частности, детекторы транспорта, которые устанавливаются на перекрестках и формируют базу данных для создания дорожно-транспортных моделей.

Сейчас в основном идет формирование необходимой инфраструктуры ИТС - кроме прочего, это детекторы, контроллеры, которые подключаются к АСУДД. Именно с них поступает необходимая для прогнозирования и моделирования информация, а также возможность управления светофорными объектами.

Дорожно-транспортная модель будет полноценной, если детекторами оборудуют все перекрестки и основные транспортные магистрали города. Здесь, как в любой нейросети, чем больше информации, чем она точнее - и тем точнее алгоритмы. Следующим этапом станет развитие модели прогнозирования перераспределения транспортных потоков.

- Мы верим в то, что системы управления дорожным движением будут все более автоматизированными и позволят управлять уже не перекрестками, а улицами и кварталами и, в конечном счете, целыми городами и агломерациями, - добавляет Никита Жильцов. - Огромного эффекта можно достичь, если система включает как управление въездами транспорта в город, так и перераспределение внутригородского трафика - это позволит ощутимо разгрузить дороги.