Авиаперевозки сегодня - самая дорогая услуга в Калининградской области. Связано это с новыми тарифами. В среднем калининградцы платят за тысячу километров в небе около семи тысяч рублей. И дело здесь не только в туристической привлекательности российского эксклава. Высоким спросом ловко воспользовались компании-перевозчики.
- Портрет туриста сегодня довольно сильно изменился. В Калининградскую область готовы прилетать более состоятельные гости, которых не пугает высокая стоимость перелета. Мы видим это по спросу на далеко не самые дешевые туры и услуги, - прокомментировала директор одной из туристических фирм региона Екатерина Сафонова. - То же касается и среднего чека. Естественно, авиаперевозчики стараются заработать на высоком спросе и поднимают цены на и без того дефицитные билеты. По нашим оценкам, к концу туристического сезона ситуация должна нормализоваться.
Не желая отпугивать перспективных клиентов, компании решили пойти на хитрость. Особенно это касается онлайн-покупки билетов на самолет. Авиаперевозчики довольно часто предлагают всевозможные акции и скидки по аналогии с "горящими" турами. Однако относиться к таким предложениям, полагают эксперты, стоит с осторожностью.
- В теории вы можете купить билет, например, из Санкт-Петербурга в Калининград за две-три тысячи рублей. Но обратная дорога обойдется уже в 20 тысяч. Это ловкий маркетинговый ход. Подобная практика довольно широко распространена, - сообщили в калининградских авиакассах.
Причина такого роста цен кроется не только в ажиотажном спросе. Региону банально не хватает провозных мощностей. Проблему усугубил тот факт, что с этого года в Калининградскую область стали прилетать самолеты малой вместимости. Количество рейсов сохранилось на прежнем уровне - около 30 в день на Москву и 19 на Санкт-Петербург, однако теперь они не могут вместить всех желающих.
- Это одна из причин, почему так сложно приобрести билеты по доступной цене. Перевозчики поставили новые воздушные суда меньшей вместимости, что в итоге негативно отразилось на стоимости перевозок, - прокомментировала министр развития инфраструктуры Калининградской области Евгения Кукушкина.
В калининградском аэропорту Храброво отметили, что дефицит провозных мощностей по сравнению с прошлым годом начали отмечать еще в мае. Не хватало прежде всего рейсов из двух российских столиц. Постепенно их количество удалось нарастить и вернуться к показателям 2021 года, который был определяющим по пассажиропотоку.
- Сегодня мы видим потребность рынка в увеличении провозных мощностей, поскольку спрос на Калининградскую область большой. В некоторые дни недели рейсы заполнены на сто процентов и билетов не хватает. Поэтому перед нами стоит задача поддерживать спрос и увеличивать пассажиропоток, - пояснил генеральный директор аэропорта Храброво Александр Корытный. - Воздушные ворота региона к этому готовы. Мы можем обслужить четыре миллиона пассажиров. Технически аэровокзальный комплекс способен вместить до пяти миллионов человек, но здесь уже потребуется серьезная федеральная поддержка. В этом случае нужно будет достраивать магистральную рулежную дорожку.
Проблему, по мнению властей, можно решить. Для этого будут увеличивать количество рейсов - инфраструктура аэропорта Храброво сегодня позволяет это сделать. Кроме того, правительство Калининградской области уже ведет переговоры о субсидировании билетов на самолеты для жителей российского эксклава. Подобная практика существовала в регионе в 2016 году, однако затем круг получателей субсидии сузили до льготных категорий. Это позволит жителям эксклава, для которых авиаперелеты сегодня являются самым быстрым и доступным способом выбраться за пределы региона, покупать билеты по адекватным ценам.
С точки зрения бизнеса, увеличение провозных мощностей - перспективное направление для инвестиций. Учитывая популярность калининградского направления за рубежом, перевозчики хотят постепенно выйти на доковидные показатели пассажиропотока. Речь идет в первую очередь о компаниях азиатского региона и арабских странах. Статус "открытого неба", который действует в Калининградской области, заметно упрощает процедуры согласования и выдачу разрешений на полеты.
Поскольку для этих государств самый западный регион России в новинку, то его необходимо грамотно "раскрутить". Здесь важна работа туристических агентств, которые уже составляют специальные единые туры для гостей из Китая с продолжением в Москве и Санкт-Петербурге. Такой подход, убеждены эксперты, позволит вписать Калининград в уже существующую авиатрассу между Поднебесной и двумя российскими столицами.
По данным аэропорта Храброво, самыми популярными направлениями за первое полугодие 2023 года стали Москва и Санкт-Петербург. Из Калининграда туда вылетели более 1,6 миллиона пассажиров. Кроме того, регулярные авиарейсы отправлялись в Новосибирск, Казань, Псков, Нижний Новгород, Екатеринбург, Череповец, Пермь, Ижевск, Мурманск, Иваново, Архангельск и Оренбург. Основными международными направлениями стали Белоруссия и Турция.
2 миллиона пассажиров прилетели в Калининградскую область за семь месяцев 2023 года.