БРИКС представляет собой межгосударственное неформальное объединение наиболее динамично развивающихся крупных стран. Иными словами, это площадка для укрепления всестороннего взаимодействия между теми государствами мира, чьи экономики имеют высокий потенциал для роста. В настоящее время в объединение входят пять государств: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Аббревиатура БРИКС сформирована из первых букв названий стран-членов (на английском языке).
Важный момент: БРИКС нельзя назвать международной организацией, поскольку у него нет устава, хартии или какого-либо другого основополагающего документа, определяющего его деятельность. Именно поэтому применительно к БРИКС правильнее использовать слово "объединение". Причем отсутствие у БРИКС статуса организации никак не мешает процветанию и развитию этой структуры, и время, прошедшее с момента создания объединения, это наглядно показало.
Когда мы говорим о БРИКС, речь идет о странах, имеющих весомые позиции как в своих регионах, так и в целом в мире:
Как видим, состав членов БРИКС говорит сам за себя: это объединение еще с момента своего создания выглядело внушительно и крайне перспективно, а с годами его позиции в мире (и, как следствие, интерес других государств к вступлению в объединение) стали еще крепче.
Именно ежегодные саммиты являются ключевой формой работы БРИКС: в них принимают участие лидеры государств-членов и главы различных министерств, и именно на них принимаются фундаментальные решения, касающиеся вектора развития объединения.
Местом проведения саммита является страна, председательствующая в БРИКС. Соответственно, председательство в объединении предоставляется на один год и меняется между странами на ротационной основе.
Отрадно, что первый саммит прошел в Екатеринбурге (в июне 2009 года), и с тех пор наша страна проводила саммит БРИКС еще один раз - в июле 2015 года в Уфе. Совсем скоро география российских городов, имеющих в своем активе опыт проведения саммита БРИКС, расширится: в 2024 году саммит пройдет в Казани, и, как заверил министр иностранных дел России Сергей Лавров, это мероприятие непременно будет успешным.
Саммитами ежегодная деятельность БРИКС не ограничивается: скорее, они являются кульминацией этой деятельности.
В БРИКС есть:
В совокупности все эти механизмы формируют один большой организм под названием БРИКС.
Особое место в структуре БРИКС занимают два его финансовых института, действующих с лета 2015 года: Пул валютных резервов и Банк развития БРИКС. Первый представляет собой этакую "заначку" для государств-членов объединения, призванную помочь им в случае появления сильных финансовых сложностей. Капитал Пула составляет 100 миллиардов долларов. В свою очередь, Банк развития БРИКС создан для финансирования различных инфраструктурных проектов стран-участниц, а его бюджет ровно такой же, как и Пула, - 100 миллиардов долларов. К слову, сейчас Банк возглавляет экс-президент Бразилии Дилма Руссефф.
Учреждение Пула валютных резервов и своего Банка развития отражает стремление стран-членов БРИКС создать альтернативу Международному валютному фонду и Всемирному банку - международным финансово-экономическим структурам, которые де-факто находятся под контролем Запада во главе с США и, по сути, продвигают исключительно западные интересы. И хотя капиталы того же Пула валютных резервов и МВФ объективно несравнимы, государства-участники БРИКС ясно показали: мириться с политической ангажированностью институтов Бреттон-Вудской системы они не намерены.
БРИКС - это преимущественно экономическое объединение. По крайней мере, создавалось оно именно с прицелом на углубление экономического сотрудничества между государствами-членами. Между тем со временем БРИКС эволюционировал в сторону и политического объединения, собравшего те страны, которые не приемлют навязанного Западом и в первую очередь США (как его безусловным лидером) мирового порядка - как в экономическом, так и в политическом плане. Вот почему Соединенные Штаты очень тревожит планомерное и гармоничное развитие БРИКС: в Вашингтоне понимают, что это ярко выраженный вызов американскому глобальному доминированию.
Дата рождения БРИКС - довольно дискуссионный вопрос. За точку отсчета можно брать:
Полноценное рождение БРИКС можно отнести к июню 2009 года - именно тогда прошел первый саммит объединения, а само оно официально засияло на мировом политико-экономическом небосклоне. К слову, тогда оно называлось БРИК: ЮАР на тот момент еще не являлась членом объединения.
В 2011 году ЮАР присоединилась к объединению, став его пятым членом: так прошла первая волна расширения данного блока.
Знаковое решение, которое может быть принято в БРИКС уже в ближайшие годы - создание своей цифровой валюты, выпуском которой может заняться тот самый Банк развития БРИКС. И хотя процесс этот будет явно не сиюминутный (по оценке Эвандро Касиану, руководителя отдела валютной политики Trace Finance, потребуется 5-10 лет), затея выглядит крайне амбициозной и при этом очень логичной. Не секрет, что страны-члены БРИКС (особенно это касается как раз России) стремятся к отказу от доллара во взаимных расчетах и полноценному переходу на национальные валюты. Поэтому такая мера абсолютно укладывалась бы в курс членов БРИКС на дедолларизацию национальных экономик (ведь именно доллар - ключевой источник финансово-экономического доминирования США на международной арене). Впрочем, потенциальное появление цифровой валюты - это отнюдь не единственное большое событие в деятельности БРИКС.
По итогам саммита в Йоханнесбурге было объявлено о расширении объединения. Новыми членами объединения станут:
Еще до саммита выяснилось, что очередь из стран, желающих стать членами БРИКС - словно за горячими пирожками. Так, глава МИД ЮАР Наледи Пандор в начале августа сообщила, что заявки на вступление в БРИКС подали 23 страны, вопрос членства которых будет на повестке дня саммита в Йоханнесбурге. При этом приглашения на саммит БРИКС получили сразу 67 государств - еще один впечатляющий показатель, демонстрирующий большую привлекательность объединения и его большой политико-экономический вес на международной арене. Пандор также рассказала, что на саммите лидеры государств-членов БРИКС смогут ознакомиться со спецдокладом, посвященным принципам расширения БРИКС.
Накануне саммита в Йоханнесбурге многие эксперты подчеркивали, что расширение БРИКС будет иметь колоссальное мировое значение. "Несомненно, что такое важное событие будет способствовать глобальной стабилизации, диалогу, партнерству и прогрессу", - отметил Аднан Мансур, экс-глава МИД Ливана. Собственно, прошедший саммит с лихвой оправдал те высокие ожидания, которые были накануне мероприятия. По его итогам президент ЮАР Сирил Рамафоса анонсировал вступление в БРИКС с 1 января 2024 года сразу шести государств.
Расширение БРИКС логично поставило вопрос о том, будет ли сохранено название объединения, имеющее отсылку к его членам. Однако глава МИД России Сергей Лавров во время саммита отчетливо дал понять: текущее название останется неизменным, ведь БРИКС уже стал всемирно известным брендом.
О возможных путях развития БРИКС "Российской газете" еще прошлым летом подробно рассказал эксперт РСМД (Российский совет по международным делам) Ярослав Лисоволик. Спустя год его слова все также актуальны. Лисоволик отметил, что есть три возможных пути развития БРИКС:
"Будущее БРИКС - это не зацикливание на себе. Не интровертность, а экстравертность. Это больше взаимодействия с развивающимися странами. Это формирование различных платформ взаимодействия с другими ключевыми экономиками развивающегося мира. Необязательно только за счет включения в ядро, но и в рамках расширенных форматов взаимодействия с региональными группировками", - резюмировал эксперт.