В этом году в Москве существенно увеличилось количество прокатных электросамокатов и велосипедов - их уже более 64 тысяч. По данным кикшеринговых сервисов, количество поездок по сравнению с прошлым сезоном выросло уже на 85 процентов. Помимо позитива от быстрых и экологичных поездок возникло как минимум две проблемы: безопасность и безответственность пользователей.
Если в прошлых сезонах прокатные велосипеды и самокаты оставляли строго на станциях и специально обозначенных парковочных зонах, то теперь зачастую стали бросать просто на дороге. Нередко одинокие СИМ можно увидеть посреди тротуара, у выхода из подъезда или даже на парковочных местах для автомобилистов. Это происходит не от дефицита мест. В каждом приложении кикшеринга есть обозначенные зоны для парковки, у велопроката есть станции и еще плюс более 550 специальных парковочных стоек, где можно оставлять личный и арендный транспорт. Поскольку все условия созданы, но ими пренебрегают, дептранс решил "взяться за кнут".
Отныне все брошенные не по правилам электросамокаты и велосипеды будут забирать на спецстоянки. Фиксировать нарушение поручили ЦОДД, а доставлять и хранить транспорт поручено "Московскому паркингу". Если СИМ эвакуируют, то забрать его со спецстоянки сможет только хозяин, подчеркнул глава экспертного центра "Пробок.нет" Александр Шумский. Соответственно, у него должны быть документы. Александр Шумский рекомендует теперь сохранять чеки на самокаты, а еще лучше - парковаться по правилам.
Какие эвакуаторы будут приезжать, сможет ли хозяин забрать СИМ до начала его движения, как это происходит с автомобилем? Наконец, кто будет оплачивать транспортировку до спецстоянки и само хранение? Ни в ЦОДД, ни в "Московском паркинге" на эти вопросы пока ответить не могут.
Арендные самокаты должны парковаться на специально отведенных точках, рассказали "РГ" представители кикшеринга. В Москве они выглядят как конструкции с наименованием компании. Операторы их устанавливают совместно с городскими властями, в администрации муниципалитетов также передают данные по количеству парковок арендных самокатов. "Сервис настроен так, что самокат можно оставить только в точке парковки. Из-за технических сложностей с координатами сейчас некоторые самокаты могут быть оставлены вне парковки. Наша команда следит за порядком и перемещает такие СИМ", - рассказал представитель компании.
Дмитрий Ларионов, председатель Свердловского отделения комитета по защите прав автомобилистов, Екатеринбург:
- Для Екатеринбурга проблема брошенных на улицах электросамокатов не актуальна. Ее способны решить сами кикшеринговые компании. В городе таких сейчас две. И одна, кстати, уже включила в условия аренды СИМ обязательное возвращение на парковку. Что касается отправки на штрафстоянки личных СИМ, то здесь ситуация неоднозначна. Прежде чем увозить личную технику и штрафовать ее владельца, необходимы четкие юридические обоснования. В частности, изменения в ПДД, КоАП - а такие решения принимаются на федеральном уровне.
Марина Репещук, руководитель общественного движения "Транспортная инициатива", Краснодар:
- К сожалению, в Краснодаре электросамокаты и велосипеды паркуют где попало, проявляя полное неуважение к пешеходам. Так что нашему городу тоже необходима подобная спецстоянка. А учитывая, что эвакуация будет происходить за счет бюджетных средств, штрафы также нужны. Кикшеринговые компании должны осознавать ответственность.
Денис Балакирев, представитель кикшерингового сервиса Whoosh, Санкт-Петербург:
- В Петербурге функцию контроля за правильной парковкой электросамокатов взяли на себя сами кикшеринговые сервисы. Всю технику, оставленную вне зон парковок, забирают сотрудники сервисной команды и перемещают на разрешенное место стоянки. При этом если оставить самокат в непредназначенном месте или поставить на парковке неаккуратно, то сервис направит предупреждение. Если же пользователь продолжает оставлять самокат так, что он мешает другим горожанам, выписывается штраф от 500 рублей. Если нарушения продолжаются, мы блокируем аккаунт.
Подготовили: Светлана Добрынина, Анна Юркова, Мария Голубкова