По состоянию на конец первого полугодия, суммарный долг регионов в округе показал рост на 20,7 процента по сравнению с ситуацией на начало 2022-го. Власти наиболее активно привлекали кредиты именно во втором полугодии прошлого года (прирост более 10 процентов). В начале 2023-го темп прироста госдолга приволжских регионов вернулся к значениям первой половины 2022-го и составил четыре процента.
Долговая политика субъектов имеет очень заметные отличия, притом что обязательства выросли у 13 из 14 областей и республик ПФО. Только Мордовия заметно сократила государственный долг. По данным федерального минфина, на начало июля он составил чуть более 100 процентов годовых собственных доходов республиканской казны - 33,8 миллиарда рублей.
Все остальные региональные правительства более или менее активно наращивали обязательства. Самыми быстрыми темпами росли долги башкирского правительства. За полтора года они увеличились более чем в два раза (+109 процентов). Впрочем, даже на последнюю отчетную дату госдолг республики составляет 55,6 миллиарда рублей. Это почти в два раза меньше, чем в Татарстане. В 2,4 раза меньше, чем в сопоставимой по размерам экономике Нижегородской области. Даже правительство Удмуртии должно кредиторам почти в полтора раза больше башкирского, несмотря на то что экономика этого региона в 2,4 раза меньше, чем у юго-восточных соседей.
Правительство Самарской области за полтора года нарастило обязательства более чем на 60 процентов, заняв почти 25,6 миллиарда рублей. Но и в этом случае нет полной аналогии. Если в Башкирии темпы роста госдолга нарастали от полугодия к полугодию, то в Самарской области они пульсировали: минус, большой плюс, маленький плюс.
Есть момент, который роднит долговую политику многих субъектов ПФО, - наличие общего кредитора. Основным в прошедшие полтора года был федеральный бюджет. За счет кредитов государственной казны полностью погасили заимствования у коммерческих банков в Ижевске, Йошкар-Оле, Кирове, Саратове, Ульяновске.
А вот в чем заметны явные различия, это в готовности региональных властей субсидировать муниципалитеты. Если в целом долг приволжских органов местного самоуправления за полтора года практически не изменился, то в разрезе отдельных регионов он менялся неодинаково.
Больше всего нарастили обязательства муниципальные власти Марий Эл (+71 процент), Оренбуржья (+36 процентов) и Саратовской области (+24 процента). При этом региональные правительства этих субъектов федерации, напротив, вели очень сдержанную долговую политику. Марийское правительство Юрия Зайцева, который руководит республикой с мая прошлого года, и его предшественника за полтора года нарастило госдолг на 1,1 процента - 113 миллионов рублей в абсолютных цифрах. Впрочем, дополнительные займы муниципалитетов этой небольшой республики на общем фоне тоже невелики - пара сотен миллионов.
Общемировым мерилом госдолга является его соотношение с валовым внутренним продуктом. Другими словами, рассматривается гипотетическая ситуация, когда население и бизнес территории полностью отказываются от потребления и инвестиций, все ресурсы направляют на покрытие обязательств своего правительства.
В последние годы для западных стран стало нормой, когда экономики государств должны работать больше года, а то и двух лет исключительно на возврат госдолга. Что же касается ПФО, то, по данным на начало прошлого года (информация по ВРП публикуется с большой задержкой), для возврата долгов регионов и муниципалитетов потребовалось бы чуть более двух недель. Больше всего времени для расчета с кредиторами необходимо Мордовии - почти 70 дней. А пермяки могли бы уложиться в три с половиной дня. Так что даже с этой точки зрения дефолт приволжских регионов и муниципалитетов выглядит крайне маловероятным.
Тем более нужно понимать, кто является основным кредитором. В среднем 83,5 процента обязательств региональных правительств - бюджетные кредиты федерации. На Вятке, в Пермском крае и Чувашии Минфин РФ вообще единственный кредитор. Обслуживание этих займов носит символический характер. То же самое касается возврата. Уже больше года при выполнении определенных условий средства на погашение бюджетных кредитов можно оставлять в регионе, финансируя строительство инфраструктурных проектов.