О своем намерении вывести спутник на околоземную орбиту власти КНДР сообщили во вторник 22 августа, уведомив об этом Японию и сообщив места, где возможно будет падение обломков разгонных блоков. Стартовое "окно" было заложено в период с полуночи 24 до полуночи 31 августа. В Южной Корее предположили, что старт будет произведен очень быстро, так как именно так КНДР поступила при предыдущей попытке запуска, которая имела место 31 мая и также закончилась неудачей. Тогда "окно" было взято на период с 31 мая по 11 июня, а старт произвели в первый же день периода.
Предположения южнокорейских экспертов оказались верны - запуск был произведен в первый же день "окна". "Сегодня в 3 часа 50 минут утра Северная Корея с площадки в районе местечка Тончханни провинции Северная Пхенан произвела в сторону юга запуск системы, которую называет "космической ракетой-носителем". Мы сразу зафиксировали момент старта, отслеживали полет и, согласно нашим оценкам, запуск окончился неудачей", - заявил в четверг утром представитель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил Республики Корея. Южнокорейский чиновник при этом осудил действия КНДР, назвав их нарушением резолюций Совета Безопасности ООН, которые запрещают Пхеньяну запуски с использованием баллистических технологий.
КНДР также не стала делать секрета из повторного провала запуска, признав это очень быстро, буквально через два с половиной часа после старта. В 6 часов 15 минут утра на сайте Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК) появилась короткое сообщение под заголовком "При второй попытке запуска военного наблюдательного спутника произошла авария". "Первая и вторая ступени новой ракеты-носителя "Чхоллима-1" отработали в штатном режиме, однако в ходе полета третьей ступени произошло ошибочное срабатывание системы самоликвидации, что привело к общей неудаче…", - говорится в заявлении. КНДР при этом подчеркнула, что уже в октябре этого года, то есть менее чем через два месяца, произведет третью попытку вывода спутника на околоземную орбиту.
В Южной Корее, в которой по понятным причинам с очень большим вниманием относятся ко всем деталям и особенностям развития северокорейских ракетных технологий, немедленно стали анализировать причины очередной неудачи, а также возможные новые моменты.
Обобщая высказываемые южнокорейскими специалистами мнения, можно прийти к выводу, что на Юге признают прогресс КНДР по части технологий вывода спутников, хотя, конечно, пока дело до полного успеха не дошло. Основания для подобных выводов дал тот факт, что в ходе предыдущего старта 31 мая ракета-носитель упала гораздо раньше, на этапе разделения первой и второй ступеней, и тогда имели место проблемы в работе двигателя. Обломки упали в Желтом море, а южнокорейские военные специалисты смогли их затем поднять со дна и изучить.
Однако теперь все выглядит несколько иначе. По сути в самой ракете-носителе все шло в штатном режиме, первая и вторая ступени отошли нормально, позволил отойти третьему, последнему разгонному блоку, но потом произошел в какой-то степени досадный сбой, который привел к неудаче всей миссии. Дело все во внезапном срабатывании системы самоликвидации.
Как указывают южнокорейские СМИ, ссылаясь на комментарии местных экспертов, в космических носителях мира используют две принципиально отличные системы самоликвидации, которые предназначены для того, чтобы уничтожить ракету-носитель, у которой при запуске пошло что-то не так. "Советская" система, которая применяется в России, и которую, согласно мнению Сеула, используют и северяне, настроена таким образом, что устройство самоликвидации самостоятельно производит анализ полета и всех остальных данных и сама принимает решение о самоподрыве, если получит информацию о нештатной ситуации. "Американская" или западная система, которую сейчас применяют в Южной Корее, работает иначе: самоликвидация происходит не автоматически, а только при команде со стороны оператора, когда тот решит, что что-то вышло из-под контроля. Возвращаясь к причинам неудачи КНДР сегодня утром, можно предположить, что по каким-то неясным причинам автоматика блока самоликвидации решила, что имеет место нештатная ситуация, взорвав третью ступень, которая при этом летела нормально.
Именно это сейчас говорят и южнокорейские эксперты. "То, что КНДР называют "устройством экстренной ликвидации системы", у нас называют "системой прекращения полета" или FTS - Flight Termination System… Похоже, что в произошел сбой в работе конкретно этого устройство, которое сработало, ликвидировав третий разгонный блок со спутником", - отметил руководитель Центра ракетных технологий Института государственной безопасности и стратегии РК Чан Ён Гын в беседе с местными журналистами.
С ним согласен и другой военный эксперт Южной Кореи Ли Чхун Гын. "Если исходить из содержания заявления КНДР, то проблема не такая уж и большая - просто почему-то сработал блок самоликвидации, а все остальное шло в штатном режиме", - отметил Ли.
По этой причине в Сеуле и считают, что КНДР не блефует, обещая произвести новую попытку уже через два месяца - в октябре. "Судя по всему, в работе и при разделении всех трех блоков на это раз проблем не было, потому сразу и было сказано, что в октябре будет повторный запуск", - сказал Чан Ён Гын… "Если было бы что-то серьезное с двигателями, то выявить и устранить проблемы это за три месяца после неудачи с запуском 31 мая было бы крайне сложно… Наверное действительно проблема невелика, надо лишь разобраться с блоком самоликвидации… Тем более что по погодным и климатическим условиями для КНДР лучше всего произвести запуск не позднее октября. Потому наверное и назван был этот срок". - добавил Ли Чхун Гын.
Впрочем, стоит признать, что есть и те в Южной Корее, кто сомневается в возможности КНДР с третьей попытки добиться успеха. Дело в том, что на этот раз все обломки упали за пределами всех трех зон, которые власти КНДР указали в качестве закрытых для судоходства и полетов. С высокой долей вероятности это может означать, что полет на самом деле пошел изначально как-то не так и/или имели место более серьезные проблемы. "Пхеньян, получается, ошибся с обозначением все трех зон падения. Это серьезная ошибка. Нельзя исключать, что в КНДР очень сильно торопились, стремясь повторить запуск, приурочив его к 75-летия создания государства, не успев как следует устранить неполадки, которые произошли при запуске 31 мая", - заявил в интервью телеканалу "Ёнхап Ньюс" директор Отдела безопасности и стратегии Института военных проблем РК Ким Ём Су. Эксперт в этой связи предположил, что спешка и стремление "сделать подарок к юбилейной дате" и привела к тому, чтобы допущены новые оплошности.
В любом случае в Южной Корее сходятся во мнении, что с учетом сделанных публичных заявлений КНДР в октябре произведет третью попытку вывода военного спутника на околоземную орбиту и шансы на ее успешное завершение теперь заметно возросли, хотя второй запуск при всем продемонстрированном прогрессе в итоге оказался неудачным.