Трасса Малой Октябрьской железной дороги (МОЖД) менялась трижды. Сначала ее планировалось обустроить на правом берегу Невы, от Невского лесопарка до реки Оккервиль. Сегодня это территория Невского района Санкт-Петербурга активно развивается, но в 1937 году, когда проект только прорабатывался, была глухой окраиной. За год до этого, в 1936 году, был построен Володарский мост, так что Малая ОЖД могла помочь развиваться району Веселого Поселка, но помешала война.
Приказ о постройке детской железной дороги в Ленинграде был издан в 1947 году. Теперь для ее прокладки выбрали противоположный конец города. Трасса протяженностью чуть более восьми километров с тремя остановками - Кировская, Зоопарк, Озерная - начиналась там, где сегодня расположена станция метро "Старая деревня", и доходила до железнодорожной станции Шувалово.
Когда район Комендантского аэродрома в 1960-е годы начали застраивать, от восьми километров осталось только три, но по ним продолжали ходить учебные поезда. Станцию Зоопарк переименовали в Пионерскую. Оставшийся участок Пионерская - Озерная поделили пополам и построили разъезд Юный. А в 1991 году Малой ОЖД пришлось уступить строящемуся городу еще километр трассы - осталось 2,1. Но жизнь исторической трассы продолжается, она эксплуатируется и сейчас.
В 2007 году было принято решение о строительстве новой Малой Октябрьской железной дороги, ее проложили на месте бывшей Царскосельской - первой в России железной дороги. Правда, современная МОЖД короче свой предшественницы: вместо 26 км всего 10,8 км. В память о первой трассе на новой тоже есть разъезд Юный, а еще станции Молодежная и Царскосельская. Через речки Волковка и Кузьминка проложены мосты. Эта часть детской дороги сегодня называется Южный участок, а первая, советских времен - Северный участок.
Сначала между станциями Кировская, Зоопарк и Озерная "ходили три паровоза, девять деревянных пассажирских вагонов, один из которых имел мягкие сиденья, пять грузовых платформ, два багажных вагона", рассказали в ОЖД. В честь празднования десятилетнего юбилея детской дороги ей подарили первый узкоколейный тепловоз серии ТУ2-167, а в 1962 году произошло обновление вагонного парка - юным железнодорожникам передали десять новых вагонов серии 3AW, построенных во Вроцлаве (Польша).
Полностью паровозную тягу заменили на тепловозную в 1965 году. Но сегодня на Южном участке работают четыре тепловоза, ретро-паровоз КП4-447 по имени "Октябренок" и одиннадцать пассажирских вагонов. На Северном - два тепловоза и четыре пассажирских вагона.
На первой трассе МОЖД находились восемь переездов: три охраняемых и пять неохраняемых. Сегодняшние железнодорожные "нитки", на которых работают юные машинисты и стрелочники, никак не пересекаются с городской улично-дорожной сетью. Как рассказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника Малой ОЖД Игорь Кузьменко, обе оснащены полуавтоматической блокировкой и электроключевой зависимостью с контрольными замками системы Мелентьева.
- Полуавтоматическая блокировка исключает возможность, что на одном перегоне окажутся два поезда, ведь трасса состоит из одного пути, - поясняет он. - Нужно приготовить маршрут и вставить ключ в централизатор, чтобы открыть путь. Если на перегоне есть поезд, он не откроется.
В 1960-е годы в кабины тепловозов были установлены стационарные радиостанции, они работают и сейчас. А все "работники" МОЖД в обязательном порядке проходят инструктаж по технике безопасности и охране труда. Но в кабине с юным машинистом обязательно находится прикомандированный взрослый сотрудник. А еще, кстати, здесь учат на проводника, кондуктора, билетного кассира, диктора, дежурного по станции.
Нужно оставить заявку на сайте или по телефону, указав полные данные и возраст ребенка. Там же можно записаться на экскурсию по МОЖД
Берут всех - было бы желание, девочек в том числе. Сразу выдадут красивую форму - в первый год это брюки и рубашка, а со второго года - полный комплект, включая фирменный железнодорожный китель и галстук.
- Наши выпускники, как правило, получают целевое направление в вуз, - рассказал Кузьменко. - Но если поступать на общих основаниях, то при равных баллах им, как правило, отдают предпочтение.