Аналитики спрогнозировали, как изменится спрос на российский уголь к 2050 году

К 2050 году основными покупателями российского угля станут страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, сократятся поставки энергетического угля из России и увеличится экспорт металлургического. Об этом говорится в исследовании компании "Яков и Партнеры", где изучили тренды в угольной индустрии.
Илья Наймушин/РИА Новости

Так, аналитики считают, что российский экспорт энергоугля прошел свой пик и на горизонте до 2050 года не восстановится до уровня 2021-2022 годов, а будет постепенно снижаться. Спрос на него может упасть до 67%. Например, Индия и Китай постепенно перестанут играть ключевую роль для экспорта российского энергетического угля. Китай значительно сократит его потребление. Индия выйдет на самообеспечение по энергоуглю, но продолжит покупать у России металлургический уголь.

Если исходить из наиболее взаимовыгодного экспортерам и покупателям распределения, отмечают аналитики, то к 2030 году более 60% экспорта металлургического угля пойдет в Индию, около 20% - в страны ЮВА и менее 10% - в Турцию и не входящие в ЕС страны Европы.

К 2050 году доля Индии снизится до 55%, а доля остальных стран Азии вырастет до 30-40%. Еще 5% поставок придется на страны Ближнего Востока. Китай будет постепенно сокращать импорт российского металлургического угля, выходя на самообеспечение. Соответственно, импорт в КНР к 2030 году снизится на 15% до 46 млн тонн.

При этом обвального падения экспорта угля в целом аналитики не видят ни в каком сценарии: нужды растущих рынков и конкурентоспособность российского угля даже с учетом повышенных затрат на логистику обеспечат привлекательность российского экспорта.

Между тем уже к 2028 году логистические затраты на морские перевозки могут вырасти на 20% в связи с декарбонизацией судоходства. В дальнейшем цены на фрахт стабилизируются за счет снижения мирового спроса на уголь. Наименьшая стоимость фрахта в Китай - из России и Индонезии, в Индию - из Индонезии. Прогнозный грузопоток российского угля через Северный морской путь составит 5-7 млн тонн в год к 2026 году с последующим увеличением грузопотока до 10-12 млн тонн. Речные маршруты через Северный морской путь не станут альтернативой для перевозки угля из-за нерентабельности.

Сегодня основным экспортным рынком для России остается Китай, куда в прошлом году было поставлено 47 млн тонн энергетического угля (27% от общего экспорта) и 21 млн тонн металлургического (45%). География остальных поставок претерпела существенные изменения из-за обострения геополитической обстановки и санкционных ограничений. В лидеры по закупкам российского твердого топлива также выбилась Индия, ставшая второй после Китая по металлургическому углю (20% экспорта) и вошедшая в пятерку по энергетическому (5% экспорта). В числе основных покупателей обоих видов угля остались Турция и Южная Корея, однако последняя с большой вероятностью значительно сократит импорт российского угля к концу 2023 года.