Лазеек не останется: Российские маркетплейсы будут штрафовать за контрафакт

Борьба с контрафактной продукцией на маркетплейсах набирает обороты. В Министерстве промышленности и торговли РФ разработали постановление, согласно которому планируется ввести ответственность для электронных торговых площадок за продажу нелегальной продукции. Представители рынка и популярные маркетплейсы рассказали "Российской газете", как это повлияет на рынок контрафакта и что уже сделано в данной связи.
iStock

Как рассказали "РГ" в пресс-службе Минпромторга, разработанный проект постановления Правительства предусматривает ответственность для маркетплейсов за хранение и реализацию всех маркируемых товаров с нарушениями правил обязательной цифровой маркировки наравне с другими участниками оборота. В ведомстве напомнили, что с 1 марта для маркетплейсов уже введена такая ответственность за оборот маркируемых товаров легкой промышленности. С момента вступления постановления в силу торговые площадки должны будут передавать в информационную систему маркировки полные данные об обороте этих товаров.

В пресс-службе Минпромторга напомнили, что ранее некоторые маркетплейсы могли не признавать себя участниками оборота товаров и заявляли, что оказывают исключительно логистические услуги. Однако, помимо функций онлайн-витрины они оказывали услуги складского хранения, предпродажной подготовки, реализации товара конечному потребителю, приема за него денежных средств. То есть фактически были участниками товарной цепи. "Предлагаемое постановление Правительства устраняет этот законодательный пробел и приведет к снижению доли нелегального оборота товаров на маркетплейсах", - отмечают в ведомстве.

Сейчас проект постановления проходит регламентные процедуры, поэтому озвучивать сроки его вступления в силу преждевременно. В Минпромторге рассчитывают, что он будет принят в ближайшее время.

"На сегодняшний день маркетплейсы не должны принимать на свои склады товары из перечня обязательной маркировки без специальной метки", - напомнил "РГ" президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Тем не менее, по его мнению, обязанность передавать данные в систему "Честный знак" является дополнительным механизмом борьбы с контрафактом. "Это значительно сокращает возможности недобросовестных поставщиков, которые сегодня пытаются реализовывать через площадки товары неизвестного происхождения", - констатировал он. Однако Соколов отметил, что если заказы отправляет со своего склада продавец, ответственность лежит на нем.

В пресс-службе Wildberries "РГ" объяснили, что маркетплейс самостоятельно применяет комплекс мер для противодействия появлению любой сомнительной продукции и поддерживает различные инициативы других игроков рынка и федеральных органов, в том числе и Минпромторга. "Уже с февраля на Wildberries значительно усилили контроль за наличием маркировки на товарах. При отсутствии кода маркировки на товаре или невозможности его отсканировать Wildberries возвращает такие товары продавцу", - сказали представители этой торговой площадки.

В свою очередь, заместитель управляющего директора Ozon Владимир Гончаревич отметил, что в рамках работы данного маркетплейса соблюдаются все требования государства к работе с маркированными товарами. "Проект этого постановления прорабатывался в диалоге с бизнесом: он учитывает модель работы маркетплейсов и четко определяет их зону ответственности при работе с маркированными товарами", - пояснил Гончаревич.

Он подтвердил, что на Ozon запрещена продажа подделок и любой другой контрафактной продукции. Постоянно используется целый комплекс мер по борьбе с ней: карточки проверяются вручную и с помощью моделей машинного обучения, применяется опыт нейросетей, изучаются отзывы клиентов. По наиболее популярным у покупателей брендам заранее проводится проверка товаров на оригинальность, и только после этого они допускаются на площадку, отметил эксперт. "Что же касается некоторых категорий, таких, например, как одежда, обувь, молочная продукция и парфюм, то в данном случае товар должен уже сейчас обладать маркировкой "Честный знак". Если же на продукции, подлежащей маркировке, по какой-либо причине не считывается код, то его не смогут разместить на складе Ozon, а, значит, такой товар не будет доступен для покупки", - резюмировал Гончаревич.