В этом году фестиваль стартовал в Кисловодске "Русскими сказками для взрослых и детей": в исполнении актера Тимофея Федорова и Светланы Бережной был представлен "Сказ про Федота-стрельца". Дальше маршруты фестиваля ведут в Пермь и Петербург. А пока - Светлана Бережная рассказа "РГ" о фестивале, о Годе Рахманинова на Северном Кавказе, о нескончаемом потоке туристов и начавшейся реставрации Большого зала филармонии.
У фестиваля "О чем поют актеры" очень удачное название…
Светлана Бережная: Мы исходили из того, что когда у актера поет душа, он может говорить, читать, петь, а может и просто молчать - и тогда это будет пение его души...
Как возникла идея прочитать известную сказку Леонида Филатова "Про Федота-стрельца" под музыку?
Светлана Бережная: Мы читали в музыкальном оформлении сонеты Шекспира и поэзию Серебряного века, стихи Цветаевой и Петрарки. В этом году с Евгением Князевым для фестиваля "О чем поют актеры" подготовили "Рождественскую историю" по Диккенсу, которую скоро представим в Перми и Петербурге.
У нас читали и Вениамин Смехов, и Сергей Чонишвили. С Тимофеем Федоровым мы уже читали сказку "Русалочка", и она получилась настолько удивительной и трепетной, что я поняла: этот жанр - очень востребован. Многие взрослые - те же "постаревшие" дети, и сказки им очень нужны, тем более, в сопровождении глубокой музыки… В случае с "Федотом-стрельцом" - музыка Мусоргского, Шостаковича и Шнитке подчеркивает сарказм этой остроумной и живой сказки Леонида Филатова, хотя наша версия - "по мотивам".
Для чего вам в спектакле сразу три инструмента - фортепиано, орган и клавесин?
Светлана Бережная: Это мой эксклюзив как музыканта. Насколько мне известно, сразу на трех инструментах в одной программе не играет никто. На самом деле, это достаточно сложная драматургическая идея… Можно охватить различные эпохи и стили, показать разнообразные духовные миры, и это очень увлекательно. Замечу: наши концертные программы - не просто стихи под музыку, это настоящие моноспектакли, голос актера, его речь вступает во взаимоотношения с различными музыкальными тембрами.
В свое время вы инициировали установку двух органов в залах Северо-Кавказской филармонии - в Ессентуках и Кисловодске…
Светлана Бережная: Как эксперт по органостроению, я сотрудничаю с партнерами, как в России, так и за рубежом. Несколько лет назад мне предложили забрать орган из церкви Berlin-Zehlendorf: постоянная концертная деятельность там не велась, а содержание такого большого инструмента стоило очень дорого. Я поинтересовалась, можем ли мы позволить себе перенос такого инструмента в Ессентуки, в Концертный зал имени Шаляпина. (Строительство подобного нового органа обошлось бы примерно в 3 миллиона евро!) В 2011 году мы привезли и установили этот орган всего за 15 млн. рублей, причем он великолепно вписался в акустику зала.
Орган в Кисловодске, произведенный франкфуртской фирмой "SAUER", сначала располагался в здании детской музыкальной школы имени Рахманинова. Десять лет я готовила переезд этого инструмента в Зал имени Скрябина: пришлось расширить сцену, убрать колосники, зашить стены дубовой доской. Сам перенос инструмента провели в фантастически короткие сроки - всего за 2 месяца!
Как отметила ваша филармония юбилей Сергея Рахманинова?
Светлана Бережная: Год Рахманинова мы провели очень масштабно: в течение пяти недель сыграли все его симфонии, фортепианные концерты, а также премьеру транскрипции его виолончельной сонаты (по сути, виолончельный концерт), которую специально сделал виолончелист и наш новый главный дирижер - Николай Шугаев. Помимо того, мы поставили оперу "Алеко" и театрализованный вариант кантаты "Весна", также прозвучали "Колокола". Весь мощный Рахманинов был дан.
28 июля 1917 года в историческом зале филармонии состоялся последний концерт композитора на Кавминводах. В этом году этот зал закрывается на реставрацию. Надолго?
Светлана Бережная: Реставрацию курирует федеральное министерство культуры. Уже демонтированы кресла, снят генеральный занавес, транспортированы рояли. 24 репертуарные оперы, все декорации и костюмы, переехали в Ессентуки.
Немножко "скребет" на душе, волнуюсь за качество ремонта - многое было неправильно сделано в 1980-е годы, нужно исправить ошибки и главное - не допустить новые! Предварительные сроки - три года - на мой взгляд, утопические. Внешне здание выглядит хорошо, но предстоят большие кровельные работы, хотим воссоздать прежнюю оркестровую яму, которая была заужена, все это - сложный процесс.
В Кисловодске не иссякает наплыв туристов. Как работает в таких условиях филармония?
Светлана Бережная: Мы к такому наплыву всегда готовы - 127-летние традиции помогают. Проектов множество. Стали чаще давать оперы, симфонические программы. Работаем без выходных, порой даем по два концерта в день… Закрытие Большого зала на реставрацию, конечно, скажется. Но мы стараемся возить зрителей (у нас свой филармонический гараж) в Ессентуки, Пятигорск, ведь у нас 10 концертных залов!
Безусловно, работаем с Пушкинской картой. На концертах (особенно органных) - много молодежи. Стараемся привлечь ее какими-то необычными решениями: цвето- и светомузыкальные представления, используем видео, кино, песочные анимации, есть рок и арт-проекты… Мы играем на разных полях, поскольку сейчас организация культурных развлечений - не просто менеджерская задача, это настоящая шахматная партия, которую мне надо все время разыгрывать.
Кстати
Ближайший концерт фестиваля "О чем поют актеры" состоится 23 сентября в Кисловодске при участии Татьяны Абрамовой, Юрия Беляева, Натальи Гвоздиковой, Ирины Мазуркевич, Тимофея Федорова, рок-вокалистки steph bb и Светланы Бережной, а также Академического симфонического оркестра Северо-Кавказской государственной филармонии им. В. И. Сафонова, дирижер Алим Шахмаметьев.
Светлана Бережная широко известна как талантливый интерпретатор фортепианной и органной классики в России, странах Европы и Америки. В репертуаре солистки 27 концертов для фортепиано, органа и клавесина с оркестром - от Баха и Моцарта до Рахманинова и Горецкого; 32 сольные программы - от эпохи Возрождения до модерна.
Светлана Бережная выступала в самых известных концертных залах и кафедральных соборах мира: Большой и Малый залы Московской консерватории, Концертный зал "Мариинский", Санкт-Петербургская филармония им. Шостаковича, Кафедральный собор Парижа Нотр-Дам де Пари, Кафедральный собор Святого Стефана (Вена), Кафедральный собор Сан-Фернандо (США, Сан-Антонио) и мн.др. Имеет одну из самых обширных дискографий для органа, фортепиано и клавесина среди последних изданий - CD-монографии: "Чайковский. К 180-летию композитора", "Бетховен. К 250-летию гения" и "Моцарт", а также CD "External Organ Music", записанный студией "ReachSound.art".