Как же без Пушкина? Рособрнадзор дал комментарий к материалам ЕГЭ-2024 по литературе

У школьников и учителей по сути уже началась подготовка к ЕГЭ-2024. Ведь Федеральный институт педагогических измерений опубликовал проекты контрольно-измерительных материалов на 2024 год по всем предметам, а также кодификаторы к ним.
ТАСС

Как уже писала "РГ", по многим предметам будут изменения в структуре, а кое-где и в содержании.

Так, учителя литературы уже проштудировали проекты и увидели, что из обязательных к использованию при ответах текстов исчезли произведения Пушкина, Гоголя, Фонвизина и других классиков первой половины XIX века. Учителя заволновались: как же без Пушкина? Рособрнадзор дал подробный комментарий к материалам ЕГЭ-2024 по литературе.

Дело в том, что в 2022-2023 году министерство просвещения обновило федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного и среднего общего образования. Впервые были приняты единые для всей страны Федеральные образовательные программы (ФОП), в том числе по учебному предмету "Литература".

"Федеральная образовательная программа построена таким образом, что в 5-9 классах акцент сделан на изучении классической литературы, написанной до середины XIX века: ребята изучают произведения Пушкина, Фонвизина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя и других писателей-классиков, - пояснили в Рособрнадзоре. - В 10-11 классах по программе идет литература второй половины XIX - начала XXI веков. Это произведения Островского, Тургенева, Толстого, Салтыкова-Щедрина, а также произведения советской литературы и писателей-современников".

Именно это разделение и отражено в перечнях кодификатора: там названы только авторы и произведения, впервые изучаемые на соответствующем уровне образования, то есть в 10-11 классе. А сама программа по литературе по-прежнему охватывает все значимые эпохи и всех авторов, которые внесли значительный вклад в русскую литературу. То есть кодификатор ЕГЭ четко отражает перечень произведений, которые проходят в 10 и 11 классах впервые.

"Знание литературы первой половины XIX века в полном объеме проверяется на ОГЭ после 9 класса. Кодификатор ОГЭ также построен в четком соответствии с ФГОС и ФОП основного общего образования", - уточнили в Рособрнадзоре.

Кроме того, никаких запретов использовать при ответе на ЕГЭ произведения того же Пушкина, Гоголя и Грибоедова нет. Напротив, есть указание о том, что выполняя ряд заданий, можно "привлекать" произведения, изученные в 5-9 классах. В проекте демоверсии ЕГЭ даже есть примеры двух таких заданий.

Например, задание 10: "Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором картины природы отражают внутренние переживания лирического героя. В чем схожи (или различны) выбранное произведение и приведенное стихотворение Н.А. Заболоцкого?". То есть выпускнику даже необходимо обратиться к своим знаниям и опыту и вспомнить программу основной школы.

Другой пример. В полноформатном сочинении (задание 11) предлагается одна из пяти тем на выбор. Среди них есть и такая: "Страницы истории в отечественной литературе (на примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)". Здесь есть возможность выбора, и любой может выбрать в качестве примера произведение Пушкина.

"Таким образом, более 54 процентов от максимального балла участники ЕГЭ могут получить за выполнение заданий на основе русской классической литературы первой половины XIX века, - отмечают в Рособрнадзоре. - Ценность русской классической литературы первой половины XIX века несомненна. Но не менее важно и полноценное освоение школьниками лучших произведений российской литературы других исторических эпох, позволяющих сформировать правильное понимание современного общества".

Что еще изменится?

В ЕГЭ-2024 по литературе впервые в расширенном объеме представлена советская литература. В отдельные разделы выделена проза и поэзия о Великой Отечественной войне, включен роман Фадеева "Молодая гвардия".

Также впервые в ЕГЭ представлена литература народов России. Школьники из национальных республик смогут при выполнении заданий опираться на свою национальную культуру.