Директор ФИПИ Оксана Решетникова объяснила изменения в ЕГЭ по литературе

На волне разговоров об изменениях в ЕГЭ по литературе на 2024 год ситуацию в эфире онлайн-программы "Образовательная среда" - проекте министерства просвещения - прокомментировала директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова.
Павел Лисицын / РИА Новости

- Публикуя проекты демо-версий и кодификаторов ЕГЭ-2024, мы познакомили общественность с изменениями в экзамене будущего года. Если раньше Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) не содержал указания на произведения, которые изучаются в основной школе и средней школе, то сейчас они прямо указаны, - отметила Решетникова. - И линейное изучение литературы построено так, что произведения и авторы до середины XIX века изучаются в основной школе, а после - соответственно в старшей школе. Из всего этого вытекает необходимость внести изменения в Государственную итоговую аттестацию из двух процедур - ЕГЭ и ОГЭ. В ОГЭ после 9 класса теперь проверяется то, что изучается в основной школе, в ЕГЭ - то, что входит в программу старшей школы. Ввиду того, что Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Фонвизин - великие писатели, которые творили до середины XIX века, то, соответственно, изучаются они в основной школе, их в полной мере проверяют в ОГЭ. В ЕГЭ мы опираемся на фрагменты произведений, которые изучаются в старшей школе. Предполагается, что у участника ЕГЭ широкий читательский опыт, он изучал в основной школе уже творчество наших классиков. Поэтому в материалах ЕГЭ есть задания N10 и 11, где можно обращаться к творчеству Фонвизина, Гоголя, Пушкина, Лермонтова.

По словам Решетниковой, в итоговом сочинении можно опираться не только на то, что читалось и изучалось в школе. Тут можно использовать всю читательскую палитру.

- Основные мировоззренческие и литературные взгляды формируются в основной школе, до 9 класса включительно. Поэтому основные произведения и понимания их отличий сформированы именно там, - подчеркнула эксперт. - А кодификатор - это всего лишь пронумерованный перечень требований, перечисленных в стандарте.