Напомним, в конце прошлой недели сенатор потребовал от Зеленского провести выборы, несмотря на боевые действия. Тот в интервью телеканалу "1+1" ответил Грэму, что украинские выборы - удовольствие дорогое, минимум 5 миллиардов долларов, и он не может изъять их из оборонного бюджета. В ответ республиканец написал в соцсети, что западные союзники обязательно помогут ему "финансово и технически", поскольку поддержка "демократии и верховенства права на Украине" - это лучшее вложение в стабильность Европы.
Заметим, что на теме вложений у сенатора Грэма определенная фиксация: не так давно он при личной встрече с Зеленским заявил, что "убийство русских - это лучшее американское вложение", теперь рассуждает о вложениях в Европу. Как бы то ни было, Грэм сегодня - главный лоббист украинских нацистов в Республиканской партии, и к его мнению о своих выборах в Киеве не могут не прислушиваться.
Что нужно понимать про украинские выборы. Очередное голосование за новый, 10-й созыв Верховной рады должно по закону пройти уже 29 октября, а очередные президентские выборы - 31 марта будущего года. Еще месяц назад спикер Рады Стефанчук многозначительно заявлял, что конституция не запрещает проведение голосования во время военного положения, и нельзя допускать "застоя той демократии, которая есть в обществе". В офисе Зеленского его не опровергли, и действительно собирали социологию, прикидывали новые партийные конфигурации, возможное совмещение парламентских, президентских и местных выборов, наконец, изменения в законодательство и саму процедуру голосования.
Но, по-видимому, социология оказалась удручающей, и Зеленский продлил военное положение до 15 ноября, сняв, таким образом, вопрос выборов в 2023 году. А позже лично и ртами своих присных закрыл тему. То есть нелегитимная Рада продолжит работу после 29 октября. Кстати, цену выборов Зеленский в ответе Грэму завысил примерно в 15 раз, почти как с военными закупками для ВСУ. Потому что месяц назад украинский минфин в рамках бюджетного планирования запросил у местного ЦИК ориентировочные данные по расходам на будущие кампании. Получилось, что на президентские, парламентские и местные выборы всех уровней государству нужно потратить 360 миллионов долларов по текущему курсу. Эти данные не секретны, и, полагаем, Линдси Грэму как человеку вовлеченному о них следует знать.
Хотя куда больше это должно интересовать европейцев, ведь Грэм недвусмысленно переадресовал Евросоюзу сделку "украинские выборы в обмен на миллиарды". В конце концов это именно председатель ПАСЕ Тини Кокс в конце мая категорически требовал от Киева соблюдения демократических стандартов сменяемости власти, а до него в течение года о том же твердили еврокомиссары и послы. В европейском кадровом резерве традиционно пребывают мэр Киева Виталий Кличко и экс-президент Петр Порошенко, потенциально способные составить политическую конкуренцию Зеленскому.
У американцев же на Украине пока только комик Сергей Притула, выводок непроходных "соросят" и Валерий Залужный "в уме", как говорят математики. Поэтому платить за хорошее поведение украинцев должны европейцы, такова американская логика.
Поскольку глубоко погружаться в предвыборные расклады на Украине сейчас не имеет смысла по причине отсутствия события, ответим на вопрос, почему Зеленский так дерзок с не последним человеком в американской политике. Помимо фирменной хуторской наглости и самоуверенности, здесь есть и сформировавшееся в последние дни убеждение, что Байден перед своими, американскими выборами настолько зависим от украинской тематики и Зеленского лично, что в ближайший год простит киевской гоп-компании все что угодно и даст все, что они ни попросят. В том числе защиту от европейских притязаний. И кажется, у американских СМИ есть все основания так думать.
Что касается Грэма, то он тоже не сказал ничего нового: Европа уже расплачивается за развязанную американцами войну, и будет расплачиваться дальше. Но в данном случае Грэм всего лишь технично вышел из бесплодной перепалки с Зеленским и закончил разговор. Поскольку ни от него, ни тем более от Евросоюза проведение выборов на Украине не зависит.