Комбинезоны для малышей, платьица для девочек, модные костюмы с толстовками стиля спорт-шик для детсадовцев и базовая одежда с неповторимыми "фишками" для подростков - ассортимент небольшой орловской фабрики впечатляет и разнообразием, и дизайном. "Я бы тоже хотела такой костюм", - 12-летняя модница рассматривает сайт одежды под брендом "Мистер Мун", не скрывая любопытства. "Лунная" коллекция одежды настолько интересная и захватывающая, что фантазия тут же рисует историю сказочного бизнеса. Скорее всего, у создателей этой одежды как минимум трое своих детей. И шить они начали сначала для них, а уже потом - для всех желающих. Иначе как же можно угадать желания ребят? Но все эти предположения разбиваются, когда орловская предпринимательница Дарья Фоминова начинает рассказывать о непростом пути от небольшого производства до полноценной фабрики.
- Своих детей у нас пока нет, - с улыбкой говорит она. - Мы с Никитой - совсем молодая семья.
Никита - супруг Дарьи, ее партнер по бизнесу и опора по жизни, рассказывает, что производство детской одежды начиналось с трех швейных машинок и массы нюансов.
- Но это лучше Даша все вспомнит, - замечает он. - Я только могу сказать, что сейчас у нас 16 человек работает, и мы еще собираемся расширяться.
Путь очень малого бизнеса орловской молодой семьи был и тернист, и витиеват. Еще будучи студентами, Дарья и Никита задумались о швейном бизнесе. Сначала шили одежду из давальческих тканей по чужим эскизам. Но число заказов росло, как и необходимость в качественной и недорогой одежде для детей: ведь пока маленький человечек растет, важно одевать его не только в красивое, но и удобное, а главное - безопасное. Ткани должны дышать, сохранять тепло, защищать от холода, сам элемент детского гардероба не должен вредить ни химическим составом, ни жутким кроем. О том, что на рынке полно совершенно неподходящих вещей, родители знают не понаслышке.
- Вот мы и решили производить одежду для детей. И знаете, это очень интересно: шить что-то для маленького человечка, - говорит Дарья. - А когда видишь, что эти вещи носят с удовольствием, это так здорово мотивирует!
Сложностей в развивающемся бизнесе молодых супругов достаточно. Дорогие импортные ткани, тотальная нехватка качественной фурнитуры... Все те сложности, с которыми сталкиваются российские производители одежды сейчас, когда санкционное давление все увеличивается, знакомо и молодым орловчанам.
- Но это все преодолимо, - уверенно говорит Дарья. - Конечно, закупки турецкой ткани зависят от валютного курса, и это сказывается на цене нашей продукции. Мы понимаем, что импортная детская одежда, похожая на нашу, может стоить дешевле, но она не будет настолько качественной.
Фоминовы ассортимент вещей из разряда "а это дешевле", конечно, видят на рынке, и понимают: свой потребитель в этом сегменте тоже есть. Однако уподобляться таким конкурентам орловские предприниматели не намерены. И это уже оценили не только российские потребители.
- Мы участвовали в нескольких выставках благодаря поддержке Экспортного центра, и там как раз нашли зарубежных партнеров, - рассказывает Дарья.
В международных выставках молодые орловские предприниматели участвовали дважды. Презентации прошли на площадке "Детская и юношеская мода. Одежда для будущих мам "CJF - Детская мода" в Москве. Орловский региональный центр поддержки экспорта взял на себя все расходы по оплате регистрационного взноса, аренды выставочной площади и застройке стенда. В результате орловской детской одеждой заинтересовались в Казахстане, Армении и других странах. Бытует стереотип о том, что обычно белорусская одежда экспортируется в Россию, но супруги Фоминовы показали: ситуация может складываться и совершенно по-другому. Первый экспортный контракт молодые предприниматели заключили как раз с партнерами из Белоруссии. А это уже не просто бизнес, это знак качества.
- Мы поставляем туда практически весь наш ассортимент, - рассказывает Дарья. - И приобретают его в основном в Минске. Так вышло, что наша одежда понравилась жителям белорусской столицы.
Предпринимательница отмечает, что без помощи регионального центра поддержки экспорта масштабировать производство было бы сложнее, хотя в целом легкая промышленность в России получила новый импульс для развития.
- Российский рынок настолько огромен, что работать нам очень интересно, - продолжает Дарья. - Я сама не ощутила никакой потери из-за того, что зарубежные бренды ушли. Ушли и ладно. Сама я приобретаю одежду российских производителей, причем таких же небольших, как и мы.
Расширять производство молодые супруги намерены и дальше: помимо детской одежды на фабрике начали производить и элементы подросткового гардероба.
- Это такие базовые позиции, как костюмы, которые мы шьем детям помладше, - рассказывает Дарья Фоминова. - Они похожи на одежду взрослых, и это в некоторой степени тоже привлекает подростков. Но дизайн совершенно простой, мы в принципе не перегружаем одежду деталями, но какие-то наши "фишки", которые отличают вещи от других, мы, конечно, используем.
Таким образом, орловские производители одежды полностью отвечают подростковому запросу - быть как все, но в то же время сохранять индивидуальность.
Яркие принты, заметные детали, а также удобство и комфорт - вот и все конкурентные преимущества орловской одежды.
- Нам важно, чтобы нашу одежду носили с большим удовольствием, - говорит предпринимательница.
И это в некоторой степени воспитательный момент. Фоминовы выбирают такую палитру оттенков тканей, что их сочетание вызывает эмоции спокойного позитива. Цветотерапию в одежде переоценить сложно, особенно в детской, ведь психика ребенка восприимчива к любым деталям. Орловские производители учли и это, и тот факт, что выбранную палитру психологи стиля относят к премиум-сегменту. В сочетании с высоким качеством самой ткани и приятной ее фактурой получается одежда, которая выглядит не хуже чем экземпляры известных дизайнерских коллекций.
- Единственное, до чего у нас пока не доходят руки, так это до сайта. Нам бы его обновить, а мы не успеваем туда новинки выкладывать. Высокий сезон... А так, никакого секрета успеха, наверное, и нет, - говорит она.
И вот тут хочется возразить. А как же та самая любовь к своему уникальному делу, которая в каждой строчке платьица или толстовочки? Дети бы сказали, "любовь до Луны и обратно", и не верить им нет причин.