На Ставрополье подорожание ГСМ поставило под удар посевную кампанию

Ставропольский край оказался в числе регионов страны, где зафиксирован дефицит бензина и дизельного топлива. Ажиотаж, который возник на АЗС, взвинтил цены на ГСМ до невиданных прежде значений. Проблема оказалась настолько серьезной, что ее вынужден был прокомментировать глава региона Владимир Владимиров. Ведь под ударом - весь агропромышленный комплекс края, который готовится к осенним полевым работам. Эксперты рассказали корреспонденту "РГ", с чем может быть связан дефицит топлива и чего ждать в ближайшее время.
Цены на топливо так резко взлетели вверх, что некоторые автомобилисты, подсчитывая свои доходы, раздумывают: заправляться или поставить машину на прикол?
Цены на топливо так резко взлетели вверх, что некоторые автомобилисты, подсчитывая свои доходы, раздумывают: заправляться или поставить машину на прикол? / Владимир Аносов/РГ

Обсуждение цен на заправках идет в крупных ставропольских пабликах едва ли не каждый день. Пользователи возмущены как никогда. "Уже не смешно. Цена на 95-й - почти 59 рублей", - говорится в одном из постов. В доказательство автор прилагает фото с прайсом. "В Нефтекумском округе 96-й стоит уже 63 рубля", - летит ему вслед ответ, также подтвержденный снимком стенда с ценами. В соцсетях люди порой не могут сдержаться, скатываясь до ругани. Все понимают: рост цен на заправках приведет к взлету цен и на прилавках магазинов.

На жалобы автомобилистов в конце концов вынуждены были ответить в региональном минпроме.

- Да, в настоящее время в Ставропольском крае от автолюбителей начали поступать сообщения об отсутствии топлива на некоторых АЗС, - заявили в ведомстве. - Основной причиной снижения обеспеченности топливом явилось резкое повышение спроса на нефтепродукты - до 10 процентов. Также на объем топлива в регионе влияет и ситуация с транспортировкой нефтепродуктов. В связи с изменением транспортной логистики в период летних отпусков топливо на нефтебазы поставляется с задержкой. Вместе с тем запасы, хранящиеся на нефтебазах края, достаточны для обеспечения текущей потребности рынка. Поставки топлива с нефтебаз на АЗС края продолжаются.

Чиновники пообещали разобраться с ситуацией и провести переговоры на всех звеньях логистической цепи, чтобы решить проблему. Но жалобы продолжились, и следующим на них вынужден был отвечать уже губернатор. Он во время прямой линии объяснил, что ситуация больно бьет не только по массовому потребителю, но и по ключевым для региона сферам.

- Сегодня мы должны оперативно реагировать на любые проблемы, которые могут возникать у наших аграриев. Впереди осенние полевые работы, и наша задача сделать так, чтобы они прошли без затруднений, - подчеркнул Владимир Владимиров. - На особый контроль необходимо взять вопрос подорожания ГСМ и привлечь к решению проблемы Федеральную антимонопольную службу.

По словам чиновников, мониторинг цен на АЗС выдает страшные цифры: с первого июня 2023 года стоимость дизельного топлива выросла на 24,8 процента (14,2 рубля за тонну). Сейчас в среднем солярка стоит 71,5 рубля, а ценовой максимум - 76,5. При этом региональные власти не исключают того, что это еще не пиковые значения. Они впереди.

У аграриев сложившаяся ситуация вызывает недоумение. Фермеры рассказали корреспонденту "РГ", что в среднем затраты на ГСМ "съедают" до 20 процентов себестоимости их продукции. С учетом низких рыночных цен на зерно и отток людей из села, нехватки трудовых ресурсов и квалифицированных кадров часть хозяйств балансирует на грани нулевой доходности.

От стоимости "дизеля" напрямую зависит также сфера грузоперевозок, которая, в свою очередь, влияет на цены почти всех товаров. Представитель одной из транспортных компаний предупредил, что, если подорожание продолжится, дальнобойщики остановятся и не станут ездить себе в убыток. Заказчикам перевозчики готовятся назвать уже другие цены за свои услуги. Естественно, в итоге цены на товары пойдут вверх: за издержки будет расплачиваться конечный потребитель.

"Уже не смешно. Цена на 95-й бензин - почти 59 рублей"

Стоит отметить, что спикеры, которые прокомментировали для "РГ" подорожание топлива, назвали много разных причин, приведших к нынешней ситуации. Директор Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов считает, что компонентов у этого горького блюда хватает. Одно из них - желание предпринимателей, работающих в топливной сфере, получить сверхприбыль. Сейчас у хозяев нефтеперерабатывающих заводов есть соблазн экспортировать топливо за рубеж, где его можно сбыть дороже. По мнению Тлисова, у властей достаточно инструментов, чтобы справиться с ситуацией. Он образно сравнивает рост цен на бензин с недавними "качелями" курса валют. По его мнению, это была во многом работа спекулянтов, и, чтобы охладить их пыл, центробанк повысил учетную ставку.

- Таким же образом правительство может сейчас ввести дополнительные акцизы на экспорт, чтобы привести в чувство тех, кто, выбирая между рынками, руководствуется прибылью. Это насытит внутренний рынок. Также необходимо подключить антимонопольную службу для проверки обоснованности подорожания, - отмечает Тлисов. - Ведь мы говорим уже не только про рост цен, но и про дефицит топлива, а это проблема совсем другого порядка. Если у главы региона существует задача обеспечить уборочную кампанию, работу экстренных и социальных служб, это становится уже вопросом социальной и экономической безопасности. .

Мнение

Павле Мрвалевич, сопредседатель Ставропольского краевого отделения "Опоры России":

- На мой взгляд, повышение цен на топливо сейчас не имеет экономического обоснования. Говорить, что кому-то не хватило бензина, тоже несерьезно: каждая АЗС оборудована видеокамерами, но снимков очередей за горючим никто не предъявлял. Эта информация распространяется с целью обоснования дальнейшего повышения цен. Необходимы решительные действия ФАС для выявления сговора. Служба и ранее их обнаруживала, но в региональных масштабах. Необходимо перейти на федеральный.