Открыв бистро возле университета, они скоро поняли, что успеха в этом месте не будет: студенты не спешили за пирожками. Тут бы и закрыть дело, но столько сил уже было вложено - хотелось увидеть результат. Взяли паузу и полностью переформатировали идею торговой точки. Остановились на чебуреках и фычинах (это традиционные осетинские пироги с мясом) - самых простых и общеизвестных блюдах. Но добавили кое-что новое. Например, как вам чебурек с начинкой из мраморной говядины? Или сладкий чебурек с вишней, "Нутеллой" и бананом?
- Мы решили делать не просто чебуреки, а чебуреки в красивой яркой упаковке. И в самой торговой точке тоже чтобы была приятная обстановка, элегантные столики, - рассказывает Эльвира Гуриева, директор сети кафе "Чебуреки решают!". - И конечно понимали: чтобы пошел народ, надо готовить по-особому вкусно, чтобы людям запоминалось, и они возвращались. Поэтому шеф-поваров искали по всей стране, беседовали, делали разные варианты начинки, устраивали дегустации блюд "вслепую" - выбирали по качеству, не обращая внимания на именитые фамилии тех, кто готовил. А когда дошли до создания логотипа нашего заведения, то... (смеется), посмотрите на него - это ведь дружеский шарж. Три чебурека - и каждый из них похож на кого-то из нас, основателей нашей компании! Нас тоже трое: один все время в темных очках, у другого усы, а третья всегда в раздумьях.
Чтобы привлечь внимание к открытию кофейни, друзья даже записали забавный музыкальный трек, переделав слова песни поп-исполнительницы Zivert с "Каждому по факту рядом нужен человек, но бывает так, что одиноким лучше всех..." на "Каждому по факту рядом нужен ЧЕБУРЕК, но бывает так, что ЧЕБУРЕКОВ больше нет...". Вы наверняка его слышали.
Трек про чебурек сразу превратился в хит, разлетевшись по всей стране: его восприняли как смешную пародию на популярную песню. А Zivert... подала в суд на осетинскую компанию - за нарушение авторских прав. И в республике сразу задумались: а что это за наша чебуречная такая, с которой Zivert судится? Интересно...
- На самом деле никто на нас в суд не подавал, это был такой маркетинговый ход, - признается Эльвира Гуриева с улыбкой. - Сейчас-то уже можно рассказать. Когда все происходило, мы это скрывали и поддерживали созданную легенду... На самом деле мы звонили Zivert и отправляли им письма, но они не ответили. А раз нет... Словом, на этом хайпе мы сделали себе рекламу, и когда открылись, люди сразу пошли. И даже не пошли - повалили!
По словам Эльвиры, посетителей было столько, что в пиковые часы чебуречную иногда приходилось даже закрывать: не справлялись с заказами. А когда начали подсчитывать, оказалось, что только за один день продавали до тысячи чебуреков. А в месяц - до тридцати тысяч.
Поняв, что теперь бизнес раскрутится, друзья решили масштабировать свой успех и срочно открыть новые торговые точки. Сначала появился киоск в Олимпийском парке Владикавказа, потом - на улице Горького, одной из самых оживленных прогулочных аллей города. Затем - в аэропорту Владикавказа и возле канатной дороги в Цейском ущелье - популярной туристической локации. А чуть позже и еще в нескольких местах.
Рядом с чебуречными появилась сеть стритфуда уже с национальным колоритом - продавали мини-фычины, уменьшенную копию традиционных осетинских пирогов (кстати, очень вкусных). Неожиданно для себя троица друзей обнаружила, что стоит во главе очень креативной и популярной сети чебуречных. А сначала-то была задача открыть одно-единственное бистро. Маленькое. Но аппетит приходит во время еды.
- Поскольку у нас образовалась сеть заведений стритфуда, мы столкнулись с необходимостью делать одинаково качественный продукт в каждом из киосков и кафе, - рассказывает Эльвира Гуриева. - И, должна признаться, это очень сложно. Чтобы добиться такой цели, мы открыли главный заготовочный цех, где делается тесто и начинки - одинаковые для всех точек. И у нас появилась машина, которая развозит все в нужное время. Причем важно соблюдать график: если в летнюю жару отойти от цикла охлаждения теста, то оно очень быстро начинает пузыриться - и из него, конечно, уже нельзя делать чебуреки. Тут тайминг играет важную роль. И технологию надо соблюдать досконально. Мы столкнулись также с необходимостью автоматизации производства. Словом, возникли все те проблемы, которые существуют во всех крупных российских или международных сетях быстрого питания. Мы учимся на своем опыте, методом проб и ошибок. Если сейчас меня спросят, почему у нас оборудование или даже столы сотрудников стоят определенным образом - я смогу это объяснить: для каждого действия или решения есть своя веская причина. Таков данный вид бизнеса.
Открыв около 15 чебуречных в Северной Осетии, друзья переступили границу региона и открыли две новые точки в Нальчике. Но и на этом не собираются останавливаться.
- Есть план открыть точки в Москве, есть план переформатировать нашу сеть под франшизу, что позволит расширяться гораздо быстрее, - делится соображениями Эльвира. - Но пока мы над этим только работаем, и что-то конкретное сказать нельзя. Самое главное, что нашу сеть знают уже не только во Владикавказе.
Интересно отметить, что трое друзей, начиная незамысловатый бизнес, не имели серьезного предпринимательского опыта, больших денег или полезных связей. Они были обычными молодыми людьми, жителями Владикавказа, выпускниками местных вузов. Но, решив открыть собственное бистро, подошли к этой идее креативно и сумели известный всем простой продукт сделать брендом с большими перспективами. Так же, как однажды в далеком 1940-м году братья Дик и Мак Макдоналды открыли крошечную забегаловку, где угощали своих гостей обычными бутербродами... Никто не подозревал, что так рождаются транснациональные корпорации.