Геннадий Шпаликов
1963
Так бывает в нашем "Календаре..." - сошлись на одной странице даты и стихи, письма и воспоминания. Будто встретились на перекрестке и вскоре расстались. Так встретились и расстались в фильме "Я шагаю по Москве" Коля, Саша и Володя.
В этом году фильму Георгия Данелии исполняется 60 лет. И 100 лет со дня рождения главного художника фильма Александра Васильевича Мягкова.
О юбилее мастера мне напомнил звукорежиссер Виталий Гапоненко: "Художник-постановщик Александр Мягков родился 12 июля 1923 года в Москве. Участник Великой Отечественной войны. Окончил художественный факультет ВГИКа. За оформление киноэпопеи "Освобождение" был удостоен Ленинской премии. Родственники художника прислали мне видеофайл с интервью, которое Александр Васильевич давал более двадцати лет назад. Я расшифровал его. Слушая интервью, чувствуешь, что Александр Васильевич скромный, интеллигентный, непубличный человек. В последние годы жизни он обратился к иконописи, написанные им иконы есть в подмосковных храмах. Правда, я не знаю - в каких именно..."
Конечно, вспоминая о фильме "Я шагаю по Москве", нельзя не вспомнить о Геннадии Шпаликове - сценаристе и поэте, которому 6 сентября исполнилось бы 86 лет. Это он подарил нам Москву приветливых людей, грибного дождя, босых девичьих ног, вечерних фонарей и юного солнца.
Солнечные блики в фильме везде - на Москве-реке, в окнах, на капотах машин, на лужах, на туфельках девушек, на велосипедных спицах, в глазах прохожих...
Давно нет той Москвы, давно пора бы проститься с ней навсегда, но тот, кто застал ее, увидел хоть краешком глаза - тот воскрешает ее в минуту тревожной бессонницы.
А тот, кто опоздал родиться и не шагал по Москве 1960-х - тот пересматривает черно-белое кино. Или читает стихи московского поэта Николая Забелкина из цикла "Памяти Геннадия Шпаликова".
Я не помню ни одного конфликта на съемочной площадке. Всё было очень мило.
В то время большинство объектов для съемок строились в павильонах. Даже такой небольшой объект, как музыкальный отдел в ГУМе, и то пришлось строить в павильоне. А кафе и вовсе специально для фильма построили.
Место, где построить кафе, мы все вместе выбирали - оператор Юсов, Данелия и я ездили по Москве и долго-долго искали. Сейчас бы и не нашли. Совсем другая стала Москва. Я вот сам не узнаю район, где я жил раньше, - там всё сломано, всё застроено. А тогда и старое, и новое были в равновесии, пусть и хрупком. И вот мы нашли пустой переулок и построили там кафе-стекляшку. В то время такая архитектура у нас только появлялась.
Нам хотелось показать на экране Москву какую-то необычную, новую, умытую, которую никто еще не видел в кино.
Г.Ф. Шпаликов
* * *
Г.Ф. Шпаликов
Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru