В 1921 г. Советская Россия объявила НЭП. Для осуществления "новой экономической политики" одних деклараций было недостаточно, необходимо было изменять правила игры в стране, давать возможность проявления частной инициативы, привлекать "проклятый" только что частный капитал, в том числе иностранный, и как-то его защищать.
В конце 1922 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР, который, как Земельный, КЗоТ и ГПК, называли кодексом НЭПа. Потом перестали, потому что кодексы пережили не только НЭП, но и большой террор, войну и даже оттепель. Известно, что основную роль в подготовке этих текстов сыграл главный кодификатор того времени А.Г. Гойхбарг.
Главный кодекс - ГК РСФСР - допускал рыночные отношения, чем поставил советских и партийных деятелей в неловкое положение. Как при этом следует соблюдать революционную законность, понимаемую как "организованное вмешательство права, законности в усложняющуюся экономическую жизнь государства", да еще не заблудиться в трех соснах: следования букве и духу закона; социалистической законности, понимаемой как исполнение закона с точки зрения классового интереса; революционной целесообразности, когда законы, ей противоречащие, и вовсе не следует исполнять?
В то, что есть законы как некая правовая ценность, большевики, понятное дело, не верили. Однако надо было идти чуть дальше и устанавливать порядок защиты прав как физических, так и юридических лиц, при этом обеспечивая государственный интерес.
Все эти проблемы нужно было урегулировать советским судопроизводственным законом, которым и должен был стать Гражданский процессуальный кодекс, определяющий принципы и процедуры рассмотрения гражданских споров. Рецепт решения проблемы, как всегда без обиняков, раскрыл А.Я. Вышинский: "Основные положения ГПК РСФСР дают большое место началу публичному, явно подчиняя начало частное".
Особой разницы между гражданским и уголовным процессом Андрей Януарьевич не видел: "...когда государственная власть переходит в руки пролетариата, орудием осуществления защиты интересов трудящихся становится не только уголовный, но и гражданский суд, вместе с тем исчезает и самое различие в природе уголовного и гражданского процессов".
"Опубличивание" любых правовых отношений стало ведущим трендом законодательства советского государства в рассматриваемый период. Оно коснулось и уже бывших частноправовых отраслей законодательства - не только гражданского, но и трудового, земельного, жилищного и даже семейного законодательства, послужив тем самым катализатором выделения их в отдельные отрасли и подготовки соответствующих кодексов.
ГПК 1923 г. полностью соответствовал задачам, которые советская власть ставила перед судоустройством СССР: защита завоеваний пролетарской революции, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан.
Еще при подготовке Положения о народном суде 1920 г. было принято решение о подготовке советского кодекса, регламентирующего гражданское судопроизводство.
Разработка проекта ГПК велась в наркомате юстиции под руководством наркома Д.И. Курского и заведующего I отделом Я.Н. Бранденбургского.
Непосредственно текстом проекта занимался А.Г. Гойхбарг.
В ходе подготовки проекта в качестве основной идеи гражданского судопроизводства Я.Н. Бранденбургский видел "самодеятельность суда в гражданском процессе", называл процесс состязательным в отличие от следственного или инквизиционного метода.
В Объяснительной записке к проекту ГПК отмечалось, что данный проект вносится с несомненным опозданием, причина которого лежит в том, что "регулирование судебного процесса в области имущественных прав на почве новой экономической политики представляло из себя задачу исключительной трудности. В обстановке военного коммунизма имущественный оборот почти отсутствовал, а споры сводились или к незначительным по размерам претензиям между гражданами, или к спорам об уплате содержания нетрудоспособным членам семьи, по разделу семейного имущества и по искам, не выходящим за пределы домашнего обихода.
Разрешение всех сложных споров, вытекающих из современной экономической обстановки, оказалось практически невозможным уложить в те узкие, немногочисленные правила, которые содержались в Положении о народном суде 1920 г. и были рассчитаны на простоту имущественных отношений".
30 июня 1923 г. Я.Н. Бранденбургский докладывал проект ГПК на втором заседании II сессии ВЦИК десятого созыва, где рассматривались положения, "которые ни разу еще не проходили в советской России в законодательном порядке", в частности положения о порядке исполнения судебных решений, в том числе в отношении взысканий, которые предъявляются к государственным учреждениям, а также обращений взыскания на заработную плату рабочих и служащих.
Особое внимание при обсуждении проекта кодекса было уделено источникам гражданского процесса. Обычаи предлагалось не рассматривать как источник права, во-первых, по политическим мотивам, а во-вторых, по юридическим основаниям, "поскольку судья должен руководствоваться в своих решениях теми законодательными нормами, которые существуют, а если при разрешении какого-нибудь вопроса он не находит необходимых законодательных норм, он должен исходить из общего смысла законодательных норм посредством их логического развития".
ГПК состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей.
Часть первая включала в себя семь глав: основные положения, нормы о представительстве, подсудности, судебных расходах, штрафах, процессуальных сроках, вызовах в суд и других извещениях суда.
Кодекс практически не содержал положений о принципах гражданского судопроизводства, за исключением принципа добросовестности сторон при осуществлении процессуальных прав и принципа языка судопроизводства. В нем содержались элементы процессуального положения прокурора, особенности распоряжения исковыми средствами защиты права, принцип аналогии права, задачи суда в гражданском процессе, особенности применения материального права в отношениях с иностранным элементом.
Аналогия права (принцип аналогии закона не был предусмотрен) состояла в том, что при отсутствии "узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела, суд решает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-крестьянского Правительства".
Партия не упускала возможность воздействовать на принятие судебных решений. Так, в решениях XV съезда ВКП(б) (декабрь 1927 г.) и апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) (1928 г.) содержалась установка "неуклонно исходить из выдвинутых задач более решительного наступления на частный капиталистический сектор хозяйства, борясь не только с попытками кулацких и других нетрудовых элементов использовать "легальные" правовые возможности в целях закабаления бедноты, и проводить судебную политику так, чтобы лозунг XV съезда находил свое отражение при каждом разрешении дела". Каждое судебное заседание должно было быть тесно увязано с текущими политическими задачами.
Суду отводилась достаточно активная роль при "уяснении действительных прав и взаимоотношений тяжущихся". Суд не должен был "ограничиваться представленными объяснениями и материалами, а должен, посредством предложенных сторонам вопросов, способствовать выяснению существенных для разрешения дела обстоятельств и подтверждению их доказательствами, оказывая обращающимся к суду трудящимся активное содействие к ограждению их прав и законных интересов, дабы юридическая неосведомленность, малограмотность и подобные тому обстоятельства не могли быть использованы им во вред" (ст. 5 ГПК).
Это положение трактовалось как одно из составляющих принципа установления объективной истины и оправдывало возможности выхода решения суда за пределы исковых требований. Так что, приходя в суд, ни истец, ни ответчик, вообще говоря, не знали, чем может закончиться дело. Не только в том смысле, на чью сторону встанет суд, а в том, как он проинтерпретирует рассматриваемую ситуацию и что кому в результате присудит.
Интерес вызывает и особая терминология тех лет. Например, в соответствии со ст. 6 ГПК всякие злоупотребления и заявления сторон, имеющие целью затемнить процесс, немедленно должны пресекаться судом.
Нельзя не отметить высокий уровень проработки норм о представительстве, которые во многом были заимствованы и развиты в процессуальных законах более позднего времени.
В качестве представителей мог выступать достаточно широкий круг дееспособных лиц, но приоритет в ведении дел в судах общей юрисдикции отдавался членам коллегии защитников. К видам представительства относилось представительство: добровольно выбранное стороной; законное представительство за недееспособных; назначенное в соответствии с семейным и гражданским законодательством.
От суда зависело признать необходимым участие прокурора, в последнем случае участие прокурора являлось обязательным (ст. 12 ГПК). Кроме того, в соответствии со ст. 2 ГПК прокурор имел право инициировать дело по своему усмотрению.
Представителями сторон могли быть: члены коллегии защитников; уполномоченные профессиональных союзов по делам своих членов; руководители и постоянные сотрудники коллективов по делам своего коллектива; лица, допущенные судом, разбирающим дело, к представительству по данному делу. Был установлен и перечень лиц, которые не могли участвовать в деле в качестве представителей, а также полномочия представителей, порядок оформления представительства.
Достаточно подробно регулировались подведомственность и подсудность споров, порядок уведомления, вызова в суд, процессуальные сроки, предусматривалась возможность восстановления судом пропущенных сроков.
Широко распространенная до недавнего времени категория "подведомственность" впервые упоминалась именно в ГПК РСФСР 1923 г. и заключалась в том, какие органы (ведомства), и не только суды, могут рассматривать те или иные споры.
ГПК предусматривал два вида судопроизводства: исковое и особое. Иск в то время мог быть подан не только в письменной, но и в устной форме по тем делам, которые рассматривались в народном суде. По трудовым делам подача письменного искового заявления также была необязательна. В нормах, посвященных исковому производству, были закреплены принципы публичности и устности гражданского процесса.
Положения о доказательствах содержались в части второй "Исковое производство" ГПК. Общие положения о доказательствах во многом сводились к наделению суда широкими полномочиями в деле определения, сбора и исследования доказательств. Например, в соответствии со ст. 118 ГПК доказательства могли быть собираемы по инициативе суда. Допущение тех или иных доказательств, представленных сторонами, зависело от того, найдет ли их суд существенными для дела. Кроме того, суд определял, можно ли признать известное обстоятельство не нуждающимся в доказательствах. Суд мог по собственной инициативе или по просьбе сторон производить необходимые поверочные действия по представленным доказательствам с помощью осмотра на месте, вызова сведущих лиц (экспертов), вызова и допроса свидетелей и поверки письменных документов.
К делам особого производства относились дела об имуществе, оставшемся после умерших, о расторжении брака и ряд других.
Обращаем внимание на то, что некоторые из указанных дел в настоящее время рассматриваются в рамках искового производства (например, о расторжении брака), приказное производство и производство, связанное с деятельностью третейских судов, приобрели самостоятельное значение.
В части четвертой две главы были посвящены обжалованию решений суда и их пересмотру. В соответствии со ст. 235 ГПК на решение суда лицами, участвующими в деле, могла быть подана кассационная жалоба в губернский суд или Верховный суд по принадлежности. Основаниями к отмене решения служили нарушение или неправильное применение действующих законов или явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Срок на подачу жалобы составлял один месяц со дня объявления решения.
В соответствии со ст. 250 ГПК разрешение вопроса о пересмотре судебных решений принадлежало исключительно Верховному Суду и могло быть пересмотрено лишь в следующих случаях: а) когда открылись новые обстоятельства, имеющие существенное для дела значение, которые не были известны той или иной стороне; б) когда по делу, по которому состоялось решение, установлены судебным приговором ложные показания свидетелей, преступные деяния сторон, их представителей или экспертов или преступные деяния членов суда, участвовавших в деле, и в) когда решение основано на документах, признанных впоследствии по приговору суда по уголовному делу подложными, или когда отменено постановление суда, положенное в основание данного решения.
Исполнению судебных решений была посвящена часть пятая. Она включала обращение взыскания на заработную плату, на денежные суммы и имущество должника, находящееся у государственных учреждений и частных лиц, на строения и даже право застройки.
В соответствии с Положением о судоустройстве 1922 г. предусматривалась сеть специальных судов, состоявших из нескольких инстанций и замыкавшихся на Верховный Суд РСФСР. В Положении о судоустройстве РСФСР 1926 г. специальные суды также получили закрепление. При общем весьма невысоком уровне квалификации судейского корпуса система специальных судов позволяла привлекать кадры, располагающие специальными знаниями для рассмотрения отдельных категорий дел. К ним относились особые трудовые сессии, земельные комиссии и арбитражные комиссии для рассмотрения тех дел, которые имели высокий уровень сложности и требовали специальных знаний или отличались особым характером и спецификой сторон.
Особые трудовые сессии народных судов образовывались при каждом губернском суде в составе одного постоянного судьи и двух постоянных членов суда: одного - от местного губернского профсоюза, другого - от местного губернского отдела труда.
Трудовым сессиям были подсудны: иски, вытекавшие из трудовых отношений, независимо от суммы иска и от личности ответчика; все уголовные дела по нарушению законов и других нормативных актов о труде, коллективных договоров; дела, связанные с воспрепятствованием работе профсоюзов. Положение о судоустройстве 1926 г. включало специальную главу "Об особых сессиях народного суда по трудовым делам" и уточняло статус членов особых трудовых сессий.
На земельные комиссии возлагалось рассмотрение спорных дел, возникавших при землеустройстве, и споры о правах на землепользование.
Функционирование земельных судов было предусмотрено Земельным кодексом РСФСР 1922 г.
Арбитражные комиссии образовывались и действовали на основании положений о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, принятых декретами ВЦИК и СНК РСФСР в 1922 и 1925 гг.
Судебное рассмотрение трудовых конфликтов было широко распространено в годы НЭПа и в основном касалось владельцев и работников частных предприятий. Стоит ли говорить, что в соответствии с классовым подходом в подавляющем большинстве случаев тяжбу с хозяевами выигрывали работники.
Трудовые конфликты на государственных предприятиях, как правило, не афишировались и решались не в суде, а келейно, с привлечением партийной организации и профсоюзов. Нередко для подавления недовольства рабочих руководство использовало локауты, т.е. увольнения участников трудовых споров. Впрочем, иногда конфликты на госпредприятиях все-таки получали огласку. Например, в марте 1922 г. жалоба рабочих на грубость милиционеров, которых администрация привлекала для проведения обысков на проходной, разбиралась в народном суде Наро-Фоминского уезда.
Решение суда оштрафовать обвиняемых на 500 руб., в свою очередь, вызвало недовольство в городской милиции, которая выполняла приказ начальства.
В ходе сворачивания НЭПа по мере укрепления административно-командной системы и исчезновения частных работодателей трудовые конфликты исчезали из публичной сферы, в том числе и из судов. К середине 30-х годов понятие "трудовой конфликт" практически перестало существовать.
Земельные споры имели основание лишь тогда, когда существовало множество частных сельских хозяйств. В результате сплошной коллективизации, когда все вопросы землеустройства и землепользования решались исключительно партийными органами, споры на этот счет стали невозможны.
Сворачивание НЭПа привело к полному исчезновению хозяйственной самостоятельности юридических лиц, единственным владельцем которых стало государство. Имущественные споры стали носить ведомственный характер.
Тем не менее в рамках гражданского судопроизводства рассматривалось значительное количество дел. Поэтому Народный комиссариат юстиции РСФСР в 1927-1928 гг. начал разработку мероприятий по созданию, в виде эксперимента, общественных судов. В 1928 г. стали организовываться примирительные камеры при сельских советах для крестьян и товарищеские суды на фабрично-заводских предприятиях, в государственных и общественных учреждениях для рабочих и служащих.
Обжалованию постановления примирительных камер не подлежали, но могли быть пересмотрены в порядке прокурорского надзора. Суд имел право внести дело на рассмотрение народного суда, если считал, что решение примирительной камеры нарушает закон или интересы государства и граждан. Постановления примирительных камер приводились в исполнение судебными исполнителями и заинтересованными лицами, в пользу которых было присуждено имущество.
В 1930 г. общественные суды превратились в часть судебной системы. Их подсудность была расширена. Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. примирительные камеры были реорганизованы в сельские общественные суды в изъятие из общего порядка рассмотрения уголовных, гражданских, трудовых и земельных дел. Товарищеские суды были реорганизованы в производственно-товарищеские суды, затем, через некоторое время, обратно.
Система товарищеских судов просуществовала практически до последних дней советской власти. Еще в 70-е годы товарищеские суды активно вмешивались в конфликты жильцов коммунальных квартир, во внутрисемейные проблемы, в вопросы воспитания детей и т.д. и т.п.
ГПК РСФСР действовал с 1923 по 1964 г. За этот период в него было внесено чуть больше ста изменений. За сорок лет не так уж и много. Правила гражданского судопроизводства были понятны и недвусмысленны, где было нужно, использовалось судейское усмотрение. Юридическая техника, также как и в ГК 1922 г., была на высочайшем уровне, сказывалась квалификация авторов. Кодекс представлял собой в первую очередь средство достижения властью своих целей, а затем уже механизм защиты прав и законных интересов граждан.
В 1964 г. были приняты новые ГК и ГПК РСФСР.