Главная сцена фестиваля находилась на площади Ленина. Полтора десятилетия назад полицейские постоянно прогоняли со здешних мраморных площадок и лесенок скейтбордистов и прочих экстремалов. Те, конечно, возвращались вновь. С другой стороны площади находится Лермонтовская библиотека. Когда возведение ее нового корпуса застопорилось, заброшенные строительные леса стали тренировочной базой для ребят, которые занимались паркуром. Они то и дело устраивали вертикальные погони, вызывая трепет у случайных свидетелей.
Этим летом на площади возвели огромный скейтпарк, обустроили зону для паркура, а к местным экстремалам, которые начинали тренироваться еще на парапетах и заброшенных лесах библиотеки, присоединились соратники из 20 стран. Генеральный директор Валентин Работенко говорит, что путь к фестивалю международного масштаба был непростым.
- Изменилась индустрия, другим стало поколение и отношение людей к уличной культуре. Ребята стали старше и берут на себя ответственность - создают школы, учат молодежь тому, что умеют сами. Если раньше это был андеграунд, то сей-час - индустрия, - считает Работенко.
Он с товарищами придумал "Кардо" несколько лет назад. В первый раз фестиваль проходил в Ставрополе. Потом четыре раза проводился в других городах, в том числе в Железноводске и Белгороде. Теперь же вернулся на родину. Кроме паркур-зоны, сцены и скейтпарка в центре Ставрополя сделали площадку для соревнований по трикингу - современной акробатике с элементами танцев и движениями боевых искусств.
Рядом - секция диджеинга, здесь выявляли лучшего музыканта. Для художников граффити сделали специальные стенды, также им предоставили для раскрашивания автобусы, которые выйдут на городские маршруты.
Танцорам отвели территорию в районе исторической застройки, в небольшом переулке, который стал достопримечательностью благодаря муралам. А круглая сцена, на которой соревновались представители дисциплин хип-хоп и брейкданс, казалась похожей на татами - ведь танцоры выходили на батл вдвоем.
- Суть батла в том, что победителем может оказаться не тот, кто круче танцует, а тот, кто танцует лучше здесь и сейчас, - говорит судья в номинации "брейкинг" Айя Браун Карвальхо из Франции. - Встретился с несколькими танцорами, которые меня впечатлили, рад познакомиться с ними.
- Это самое крупное мировое событие в области уличной культуры и спорта. Мы удивлены тем, что видим. Отлично, что есть возможность обменяться опытом - посмотреть, как в России организуют подобные мероприятия, рассказать, как это делаем мы, придумать совместные новые проекты, - отметил амбассадор "Кардо" в Аргентине Пабло Урати.
Александр Панин, директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ:
- Уличная культура - часть современного искусства, а также направление новой экономики. Мы называем ее постиндустриальной. Сейчас на первый план выходят профессии, основанные на творчестве. "Кардо" - пример того, как такие занятия способны давать мультипликативный эффект. Посмотрите, как ожило пространство в городе. Если проекты благоустройства будут в большей степени учитывать интересы сообществ, которые занимаются спортом, то города станут более живыми.