"Мы сделали доклад президенту по станкостроению. Получили одобрение. Очень много ведомств и учреждений приняло участие в подготовке - больше 50. И правительство будет сейчас уделять этому очень серьезное внимание". Об этом важном решении секретарь Совбеза России рассказал во время совещания в Морском университете в Петербурге, на котором обсуждали участие российских вузов в обеспечении технологической независимости страны. Как заметил Патрушев, моголетний санкционный режим и полтора года специальной военной операции показали, что импортонезависимость во всех сферах экономики, и прежде всего в оборонно-промышленном комплексе, являются одной из основ выполнения целей и задач сохранения независимости и суверенитета нашей страны.
По его мнению, для обеспечении технологической независимости страны нужно использовать научный потенциал российских вузов, который сейчас "используется с недостаточной эффективностью".
Как напомнил секретарь Совбеза, неоднократно поднимался вопрос о том, что университеты должны участвовать в разработке отечественных средств производства: станков, технологических установок, роботов, другого оборудования, в том числе необходимого российскому судостроению.
"Но конкретных системных шагов по-прежнему недостаточно. Не улучшается ситуация с судовым оборудованием и корабельными энергетическими установками", - подчеркнул Патрушев. По его данным, особенно проблемным вопросом остается создание низкооборотных судовых дизелей и редукторов, также требуют отдельного внимания электроника и приборостроение.
По словам секретаря Совбеза РФ, в сегодняшних условиях нужно обеспечить высочайшую эффективность разработок и их внедрения в промышленность, ускорить технологическое развитие, что требует создания комплексной сквозной системы разработки и внедрения результатов исследовательской деятельности.
Еще одна проблема, о которой рассказал секретарь Совбеза, - это то, что медленно идет работа по выполнению решения главы государства о техническом оснащении судостроительных и авиастроительных инженерных классов. Именно их сеть должна обеспечить высокомотивированными абитуриентами инженерные специальности вузов. Как пояснил Патрушев, локальное финансирование со стороны регионов и индустриальных партнеров иногда не позволяет полно и качественно технически оснастить инженерные классы.
"Зачастую доклады региональных органов управления образованием по данному вопросу не отражают реального положения дел", - уточнил он. Секретарь Совбеза обратил на это особое внимание в контексте того, что создание инженерных классов - одна из мер по повышению привлекательности таких специальностей и фактически увеличению числа поступающих в технические вузы.
В свою очередь глава Минобрнауки Валерий Фальков, продолжая мысль Патрушева, заявил, что инженер должен знать больше, чем какой-то узкий набор специальных дисциплин.
"И в этом смысле "ядро" инженерного образования должно быть единое на всю страну. Оно должно быть таким, чтобы человек, который пойдет в разные направления инженерии, уверенно себя чувствовал в условиях быстро меняющихся технологий", - заметил министр.
Он обратил внимание на то, что, по мнению большинства специалистов и руководителей предприятий, настоящего инженера-творца, который обладает комплексным инженерным мышлением, подготовить за 4 года все-таки сложно, а зачастую - невозможно. Как считает глава Минобрнауки, это должно быть 5, 5 с половиной, а то и 6 лет обучения в зависимости от вида деятельности.
По его словам, сейчас уже удалось сдвинуть тему с мертвой точки, начать принципиально менять подходы и формировать новую модель инженерного образования во всем ее многообразии.
Еще одним важным аспектом министр считает практическую подготовку студентов. "Нашему высшему образованию, к сожалению, не хватает практикоориентированности, с одной стороны. И, следовательно, все, что связано с практической подготовкой в новом прочтении - во взаимодействии с работодателем - должно быть принципиально иным", - подытожил Фальков.